Литературные альманахи и коллективные сборники


Литературные альманахи и коллективные сборники, лит.-художеств. издания. Альманахи — сборники лит. произв., часто объедин. по к.-л. признаку (тематич., жанровому, идейно-художеств. и др.); обычно включают разделы лит. критики, публицистики, рецензий на новые книги, хроники культ. новостей; способствуют формированию лит. вкусов, общест. мнения. Коллективные сборники — издания, включающие произв. неск. авторов и, как правило, объедин. одной или неск. темами. Различают периодич., непериодич. и продолжающиеся сборники. Альманахи. Первый лит. альманах «Стихи и проза» (1937) был подготовлен к печати по инициативе Чел. писат. организации. В 1937—40 вышло 6 выпусков, значит. место в к-рых занимали лит.-критич. мат-лы и произв. для детей. Основные задачи альманаха: лит. учеба, привлечение внимания широкого круга читателей к регион.художеств. лит-ре. Мн. участники альманаха подверглись репрессиям, его выпуск был остановлен. В 1943 Чел. отделение СП СССР подготовило лит.-художеств. альманах «Во славу Отчизны» (ред. Е. Кантор-Давыдов). Большинство из 14 авторов сборника — жит. Чел. обл.; опубл. были также произв. П. П. Бажова, В. П. Бирюкова. Практически все стих. (авт.: А. Я. Гольдберг, Л. К. Татьяничева, В. Устинов) и рассказы (Л. В. Никулин, В. Стариков) посв. теме войны. В рубрике «Большевики Урала» опубл. биографии революционеров: Е. Л. Васенко, С. Я. Елькина (см. Елькины) и С. А. Кривой. Бирюков представил краткий обзор урал. фольклора об Отечественной войне 1812 (рубрика «Критика и библиография»). Традиции альманаха «Стихи и проза» продолжили лит.-художеств. альманах «Южный Урал» (1948—58,31 выпуск; в 1959 под назв. «Уральская новь»; изд. возобновлено в 2000); затем лит.-художеств. и общест.-полит. сб. Курганской, Оренб. и Чел. писат. орг-ций «Каменный пояс» (1974—89, 16 номеров). В этих альманахах были представлены лит., краеведч., критич. и публицистич. мат-лы. После нек-рого перерыва в издат. деят-сти на рубеже 1980—90-х гг., обусловл. экон. кризисом, выпуск альманахов возобновился. Они представляли собой концептуальные изд. преим. эстетич. направленности, ориентир. на свободный творч. поиск и эксперимент. В 1993 состоялся первый и единств. выпуск изд. «Форум. Свободный альманах», подготовл. Чел. отделением Союза литераторов России. Были опубл. произв. 28 авторов, в т. ч. сторонников авангарда, приверженцев классич. направления; большинство прежде не публиковалось или печаталось немн. Составитель альманаха В. И. Окунев подчеркивал, что составители стремились «обратить внимание на неприсоединенность к каким-либо политическим группировкам»; была представлена подборка только прозаич. и поэт. текстов, «без всякой пространной публицистики, оккультистики». Необычным был способ размещения мат-ла и оформления изд.: одну треть страницы занимали стих., две трети — прозаич. произв. и эссе. В 1997 Литературная мастерская выпустила альманах «Непререкаемое», в к-рый вошли произв. молодых литераторов. Возрожд. альманах «Южный Урал» (2000—03, 3 номера; составитель В. Н. Носков; ред.: О. Н. Павлов, Г. М. Суздалев, В. А. Черноземцев) продолжает традиции изд., представляющих прозу, поэзию, очерки, публицистич. мат-лы; отд. рубрика посв. творчеству участников литературных объединений области. Альманах «Филькина грамота» (2003—04, 6 выпусков; ред.: Т. Ю. Грачева, М. С. Орлова), в подготовке к-рого участвуют студенты и преподаватели филол. и журналистского ф-тов ЧелГУ, ставит задачей лит. учебу и Творч. рост участников, отражает культ. жизнь вуза. Произв. различных жанров мн. авторов представляют вышедшие в Кыштыме «Грани» (выпуски 1-й и 2-й, 1999— 2000), «Грань первая» (2002) и «Грань вторая» (2003) под ред. Ю. Н. Невзорова, издаваемый в Южноуральске с 2003 лит.-художеств. альманах «Лира» (см. «Лира», лит.-творч. объединение, Южноуральск). По принципу отбора мат-ла близка к альманаху издаваемая чел. лит.-художеств. фондом «Антология» непериодич. газ. «Транзит — Урал» (гл. ред. А. А. Петрушкин), публикующая лит. и критико-эстетич. произв. южноуральцев, а также авторов из др. регионов и зарубежья. Коллективные сборники. Первый коллективный лит. сб. «Огниво», вышедший в Чел. в дек. 1921, включал произв. 11 авторов и был посв. теме голода; на обороте обложки указывалось, что выручка от продажи изд. поступит в пользу голодающих. Инициатором выпуска сборника был И. Рубановский (А. Березин). Первонач. планировалось опубликовать произв. только чел. авторов (Н. Ф. Бутрова, Ю. Н. Либединского, Д. Попова, В. П. Правдухина и Рубановского); позднее составители решили включить также стих. В. Д. Александровского, С. Владимирцевой, А. Макарова, Н. Павлович (все произв. изданы впервые). Выход «Огнива» был отчетом 1-го съезда пролет. писателей, состоявшегося 15 июля 1921. В местной периодике мат-лы об этом изд. не публиковались (только в «Уральском рабочем» вышла небольшая статья). Сразу после выхода в свет сборник был конфискован: поэма Попова «Голод» вызвала негативную реакцию властей. Сб. произв. верхнеурал. литераторов «Первое мая» (1921), изданный при содействии губерн. отделения РОСТА, был напечатан на желтой оберточной бумаге (единств. экземпляр сохранился в собр. Бирюкова). В сборник вошли 2 рассказа: «Сон» Д. Кожевникова и «Красный май» В. Балашова, а также 5 стих. агитационного характера. Первые коллективные лит. сборники имели идеологич. направленность и пропагандировали новое пролет. иск-во. В середине 1920-х — нач. 1930-х гг., с возникновением многочисл. лит. объединений, началось активное издание сборников производств. тематики, проникнутых пафосом стр-ва нового об-ва и культуры. Заметным явлением в регион.лит. процессе стал выход сб. «Весна Магнитостроя» (1931, лит. объединение «Буксир»), «Северный ветер» и «Первые звенья» (1933 и 1935, лит. объединение ЧТЗ; см. Литературное объединение им. М. Д. Львова) и др. По поводу коллективных лит. сборников и публиковавшихся в них отд. произв. разворачивалась полемика, зачастую носившая характер резкой идеологич. «пробработки» и преследования инакомыслящих. В 1932, к 15-летию Окт., вышел лит.-художеств. сборник Златоуст. отделения Ассоциации пролет, писателей «Горящие дни», включавший стих. и прозаич. произв. Первая часть освещала историю борьбы златоуст. пролетариата «с капиталистической эксплуатацией времен царизма», 2-я — «В боях за пятилетку» — была посв. периоду нач. 1930-х гг.; произв. располагались в хронологич. порядке. Рецензент Л. Гладков отмечал успехи авторов в решении социально-ист. задач, актуальность поэт. произв., живость изложения, в числе недостатков — «неумело сделанные пейзажи», «ходульные образы», неправильное словоупотребление; по его мнению, авторы еще «не научились поднимать тему на принципиальную высоту», не овладели основами поэт. техники. В рецензии на один из коллективных сборников лит. объединения ЧТЗ критик И. Б. Астахов писал, что «показ большевистской борьбы за постройку ЧТЗ оказался еще не под силу авторам». В период Великой Отечественной войны в целях воен.-патриотич. воспитания красноармейцев был издан лит.-эстрадный сб. «Боевая весна» (1943). В послевоенное время мн. коллективные лит. сборники также носили агитационный характер. Так, лит.-художеств. сб. «Народ выбирает» (1946) был посв. выборам деп. местных Советов. В него вошли произв. разных жанров: комедия, монолог, скетч, стих., в осн. юмористич. плана («Выборные частушки» Б. Южанина и др.). В числе авторов — Г. Градов, Ю. Данцигер, М. В. Исаковский, А. Розовский, Ф. Чернышев (данные об издании планировавшегося 2-го номера отсутствуют). В сб. «Во имя мира» (1951), изданном Чел. отделением ССП, вошли стих. Южноурал. поэтов Я. Т. Вохменцева (ответств. ред. издания), М. С. Гроссмана, В. Н. Кузнецова, Татьяничевой, Л. У. Чернышова и др., посв. восстановлению страны в послевоен. годы, борьбе за мир. Лит.-художеств. сб. «За урожай» (1952; в числе авторов — Гроссман, Кузнецов, Н. В. Супрун и др.) был посв. теме села и включал стих., прозаич., драм. произв.: пьесу И. Якимова «Это было в апреле» (сцены из колх. жизни); басню Вохменцева «Районный Геркулес», в к-рой высмеивались нач., злоупотребляющие служебным положением. Издавались коллективные лит. сборники, осн. темами к-рых были любовь к Родине, Уралу: «Утро в горах» (1948; стих. Вохменцева, Н. Н. Кутова, А. Н. Лозневого, Т. В. Тюричева); «Земля родная» (1958; сост.: М. П. Аношкин, В. Г. Сержантов, Татьяничева). Для активного вовлечения в Творч. процесс начинающих литераторов был организован систематич. выпуск сб-ков произв. дебютантов: «Первые строки» (1957), «Уральская весна» (1958), «Песня молодости» (1960), «Первый рассказ» (1968, 1970), «Подснежники» (1968), «Причастность» (1968), «Ровесники» (1973). Было издано неск. детских лит. сборников под ред. Л. А. Преображенской: в 1962, в честь 40-летия Всесоюз. пионерской организации,— «Искры золотые пионерского костра» (в числе авторов — участники детского лит. объединения «Алые паруса» Дома пионеров и школьников им. Н. К. Крупской и победители обл. конкурса к Дню пионерии); в 1968 — «Золотинки» (тематич. разделы: «Родные просторы», «Сказки бродят рядом», «Вокруг нас», «Рассказы о животных», «Вырастают девочки, вырастают мальчики», «Сердце рвется куда-то»); в 1973 — «Алые поля» (в разделе «Тип-топ!» опубл. произв. учащихся 2—5-х классов; впервые появился раздел «Перевожу с английского»). Сб. «Юность в атаке» (1975) рассказывал о судьбах детей в годы Великой Отечественной войны. Лит. объединения Чел. обл. выпускали множество коллективных лит. сб-ков: «Весенняя ветка», 1962; «Лицо души», 1980; «Держится мир на любви», 1992; «Утренний час», 2001 (лит. объединение ЧТЗ; ред.-сост. всех сборников Е. Г. Ховив); «Поэты литбригады», 1969 (лит. объединение «Буксир»; ред.-сост. Л. П. Гальцева), «Огненные родники», 1970; «Душевные искры», 2000 («Металлург», позднее «Мечел»), «Любимый наш город», 1973; «Стихи Айской долины», 1994 («Кусинские зори»); «Мартен 50», 1977 («Мартен»); «Светунец», 1982 («Светунец»); «Надежда», 1993; «Грани», 2002 («Надежда»); «Стихи Миасской долины», 1998 («Ильменит»); «Горное сердце края», 1994; «Россыпи горного края», 1998; «Малая родина», 2003 («Истоки»); «Исток», 1998 («Исток»); «Не переводя дыхания», 1999 («Грани»); «Родники серебряные», 2001 («Лира», Южноуральск); «Силебе шишмелере» («Челябинские родники»»; 2002, «Акмулла»); «Кизил. поэзией воспетый», 2003 («Лира», с. Кизильское) и мн. др. «Антология поэтов закрытых городов» (Железногорск, 1999) представляет произв. 286 авторов из 10 ЗАТО (Озерск, Снежинск, Трехгорный и др.). В 1970—80-е гг. обобщался опыт работы творч. орг-ций; выпускались сборники, представляющие различные направления в регион. лит-ре. Так, в 1977 был издан сб. «Времен невидимая связь», в к-рый вошли стих. участников различных заводских лит. объединений Чел. обл. Налаживалось сотрудничество между литераторами Южного Урала и др. регионов. В 1984 в моск. изд-ве «Современник» издан сб. стих. «Гроздья рябины» (сост.: А. Пшеничный, Суздалев), включавший произв. молодых литераторов — участников лит. объединений Каменска-Урал., Ниж. Тагила, Свердловска и Чел. (в их числе Л. В. Кулешова, В. Чурилин и др.). В результате творч. сотрудничества и обмена опытом Чел. и Донецким отделениями СП СССР было осуществлено издание поэт. сб. «Рабочее созвездие», вышедшего в 1981 в изд-ве «Донбасс», и одноим. художеств.-публицистич. сб. (1987), к-рый включал произв. 20 авторов (Р. Ш. Валеева, Н. В. Верзакова, К. А. Шишова и др.) и имел 2 раздела: «Через годы, через расстояния» и «Иду по земле». Мн. сборники были посв. теме Великой Отечественной войны («Опаленные войной», 1971; «Память сердцу говорит», 1974; «Народное слово на дорогах войны», 1976; «Простреленные памятью страницы», 1995; «Память сердца», 1995). Издавались фольк. сб-ки для детей: «Живинка в деле. Сказы и сказки» (1987, сост. Р. М. Ушеренко), представлявший произв. Бажова, С. К. Власовой, Е. А. Пермяка, С. И. Черепанова; «У кота Баюна: Детский фольклор Зауралья» (1992, сост. В. П. Федорова). Публиковались произв. урал. сатириков и юмористов: сб. «Приключения сувенира» (1968, сост. И. Ф. Лемешек, Ю. Г. Подкорытов, А. Л. Шатов); 2 сб. «Урал улыбается» (1977 и 1983, подготовл. Ф. И. Вибе при посредничестве гл. ред. ж. «Крокодил» Е. П. Дубровина), в к-рых были представлены произв. авторов из Ниж. Тагила, Перми, Свердловска, Уфы, Чел. и др. городов; «Смотря по обстоятельствам» (1985, сост. М. Л. Срубщик). Выпускались сборники приключенч. лит-ры и фантастики «Иной цвет» (1979) и серия «Поиск» (1980—90), издававшаяся в Чел., Свердловске и Перми. Сб. «Четыре повести» (1981) представлял прозаич. произв. Южноурал. авторов: С. К. Петрова, В. Ф. Потанина, Г. Н. Скобликова и И. С. Уханова. Сб-ки «Урал грозный» и «Слово об Урале» (1982 и 1984, сост. А. А. Золотов), включавшие лит.-художеств. и публицистич. произв. об Урале, свидетельствовали о роли региона в общенац. ист. и культ. процессе. Большое внимание уделялось публикации сборников песен, биографий композиторов и др. (см. Музыкальная литература). В 1990—2000-е гг. существенно изменился характер коллективных лит. сборников: на первый план выступили эстетич. задачи. Активно развивался поиск новаторских приемов поэт. письма, проводились смелые эксперименты в области стихотворной техники. В 1996 под ред. Ховива был издан сб. «Городской романс», включавший произв. о Чел. св. 30 авторов (стих., очерковые зарисовки, воспоминания, публицистич., краеведч. мат-лы и юморески). Вышли из печати вузовские коллективные лит. сборники: поэт. «Гармонии таинственная власть...» (1992, ред. И. В. Петрова), включивший произв. 21 автора — выпускника разных лет МГПУ; «Университетская поэзия» (1996, ред. В. О. Кальпиди), знакомящий с поэт. творчеством студентов ЧелГУ; антология «Мгновенье» (2003, гл. ред. Д. Е. Филиппов, сост. К. В. Ратников), в к-рую вошли стих. студентов, аспирантов, выпускников и преподавателей ЧелГУ. Совр. регион. лит-ру представляют изданные Кальпиди: «Антология современной уральской поэзии» (1996), «Антология современной уральской прозы» (1997), «Современная уральская поэзия. 1997—2003 гг.» (2003). Коллективные лит. сб-ки «Знакомство» (2003) и сб. «Область вдохновения» (2003, в 2 томах: т. 1 — проза, т. 2 — поэзия; сост. М. Ф. Шанбатуев, ред. В. Н. Киселёва) включают избр. произв. литераторов Чел. обл. Широкий круг читателей впервые мог познакомиться с поэт. наследием участников тайного лит. об-ва «Снежное вино» (сб. «Горький вкус снежного вина: Трагедия в стихах, воспоминаниях и документах», 2002, сост. Черноземцев). Опубл. коллективные сборники, в к-рые вошли стих. и мемуарные свидетельства о жизни и творчестве М. Д. Львова («День воспоминаний: Стихи разных лет. Мемуарная проза. Современники о поэте», 1997), Татьяничевой («Будьте добры: Стихи разных лет. Воспоминания современников», 2000). Выпускаются лит. сборники на звуковых носителях — CD и DVD (изд-во «Озвученная книга»).