Музыкальная литература


Музыкальная литература, издания муз. произв. и публикации по истории и теории муз. иск-ва.

 

Публикации музыкального фольклора. Произв. Южноурал. фольклора издавались со 2-й пол. 19 в. Сб-ки «Русских песен...» О. Х. Агреневой-Славянской (1879—89; см. Агренёвы-Славянские) включали песни, записанные в В. Уфалее. Муз. фольк. произв. (с нотами) нагайбаков, башкир и татар опубликовал в 1896—1900 С. Г. Рыбаков, побывавший в Верхнеурал. уезде, Златоусте и Чел. Трижды в 1899—1903 изданы песни урал. казаков, собранные А. Ф. и В. Ф. Железновыми. Песни, записанные в Чел. уезде, были включены в сб-ки «50 песен русского народа» И. В. Некрасова и Ф. М. Истоминой (Москва, 1903) и «Школьный сборник русских народных песен для младшего возраста» (Москва, 1904); песни, записанные в Миассе, В. Н. Гартевельд издал в серии «Песни каторги...» (С.-Петербург, нач. 1900-хгг.; 2-е изд.— Москва, 1928—30). В сборниках урал. фольклора опубл. песни, бытовавшие в нар. среде в период рев-ции и Гражданской войны. Были изданы хоровые обработки нар. песен В. Трамбицкого, сб-ки «Песни уральского революционного подполья» (составители: М. С. Кашеваров и К. В. Боголюбов; Свердловск, 1935) и «Фольклор Чкаловской области» (авт.-составитель А. В. Бардин; Чкалов, 1940), включавший песни, записанные в (Кизильском районе Чел. обл. Первое в Чел. изд. местного фольклора — серию нотных тетрадей «Уральские песни» — подготовил в 1945 Чел. обл. дом нар. творчества. В 1-м выпуске серии опубл. записанная в Кусе песня «Раскачалася рябина» в обработке М. Гольдштейна и И. С. Зайцева. В 1950-х гг. были изданы сборники фольклора Чел. обл.: «Уральские частушки» (ред.-составитель Л. У. Чернышёв; Чел., 1954), «Русские народные песни Челябинской области» (запись музыки А. П. Колосова; Москва, 1956), «Русские народные песни Южного Урала» (составитель В. Е. Гусев; Чел., 1957). Произв. Южноурал. фольклора опубл. в академич. изд.: «Русские народные песни о крестьянских войнах и восстаниях» (Москва; Ленинград, 1956) и хрестоматии «Русское народное музыкальное творчество» (Москва, 1958). В 1950—60-х гг. записи песен, собранных на территории Челябинской обл., были включены в сборники, подготовл. свердловскими фольклористами: «Уральские песни» Б. Яхтмана (1950) и песенные сборники собирателя фольклора, рук. Урал. нар. хора Л. Л. Христиансена, самые значит. из к-рых — «Уральские народные песни» (Москва, 1961) и «Поет Урал» (Свердловск, 1968). В 1960—70-х гг. сформировалась чел. школа фольклористики, к-рую возглавил А. И. Лазарев; он участвовал в подготовке к изданию сб-ков: «Уральские народные песни» (собиратель и составитель Зайцев; Чел., 1969), «Родные напевы» (нотная запись В. Л. Хоменко; Чел., 1969), «Песни оренбургских казаков: старые и новые записи» (составители: А. В. Глинкин, Лазарев; Чел., 1996) и др. В подготовл. Хоменко сборниках («Народные песни Челябинской области: методические рекомендации для руководителей самодеятельных хоров», Чел., 1980, и др.) приводятся данные о муз. своеобразии Южноурал. вариантов нар. песен и рекомендации для исполнителей. Специалистами ЧГИК собраны мн. произв. фольклора Чел. обл., в т. ч. вошедшие в сб. «Песни Варненского района Челябинской области. По следам фольклорной экспедиции 1995 г.» (авт.-составитель Т. А Засыпкина; Чел., 1998) и др. В. А Вольфовичем подготовлены к изданию произв. мн. самодеят. музыкантов («Поющее сердце Урала: Творчество гармониста И. А. Плешивцева», 1992; «С гармонью в XXI век!», 2000, и др.); Глинкиным и Т. Валиахметовой — посв. памяти Лазарева сб. «Народные песни Южного Урала», в к-рый вошли мат-лы фольк. эксп. ЧелГУ и Центра муз. фольклора Чел. колледжа культуры (Челябинск, 2003).

 

Сборники массовых песен (песенники). Муз.-издат. деят-сть на Южном Урале получила развитие с установлением Советской власти. В 1920—30-х гг. в осн. выходили небольшие по объему сборники массовых песен, составителями к-рых были редакторы чел. газет («Ударник» и «Колющенец»), чл. к-тов ВКП(б) и ВЛКСМ, заводских к-тов (ЧТЗ, завод «Магнезит»). Такие песенники часто выпускались к первомайским демонстрациям. Самый ранний из известных — «Красный песенник: Златоустовскому допризывному участку от 1-го РК ВЛКСМ» — предположит. опубл. в 1926; наиб. значит. по объему (61 с.) — «Песни» — издан в Челябгизе в 1937. В годы Великой Отечественной войны были опубл. сборники воен.-патриотич. песен: «Оборонные песни» (Челябгиз, 1941), «Сборник боевых красноармейских песен» (завком ЧТЗ, 1941), «Огонь по врагу» (Чел. обл. дом нар. творчества, 1944). В 1938—48 выходили сборники детских песен и игр, подготовл. методич. кабинетом Чел. обл. отдела народного образования и гор. отделения культ.-просвет. работы. В 1950—60-х гг. массовые песенники издавались к комс. конф., гор. праздникам песни, обл. смотрам Всесоюз. спорт. об-ва «Трудовые резервы»; составителями были сотрудники Чел. обл. книжного изд-ва, Чел. обл. дома нар. творчества, обкома ВЛКСМ, обл. совета профсоюзов. В сб. сов. массовых песен «Этих лет не смолкнет слава» вошли отд. произв. И. И. Шутова и др. композиторов Южного Урала (Челябинск, 1957). Издание сборников массовых песен в Чел. возобновилось в 2000-х гг. Чел. Дом печати издал серию «Наши любимые песни» (2000—04, составитель В. М. Тарасов). Изд-во «Урал Л. Т. Д.» выпустило сб-ки песен: «Любимые песни и романсы» (2001—04, составители: Н. В. Полетаева, В. Н. Халамова), «Песни для хорошей компании» (2003—04, Полетаева), «Песни нашего детства» (2003—04, М. В. Васильева), «Песни советского кино» (2003—04, составитель Н. А Клюева и др.).

Произведения профессиональных и самодеятельных композиторов. В 1950-х гг. начали издаваться песни местных композиторов. Чел. обл. книжное изд-во выпустило подготовл. секцией самодеятельный композиторов (осн. в 1952) Чел. обл. дома народного творчества сб. «Песни» (1955) и посв. Всемирному фестивалю молодежи и студентов «Сборник песен самодеятельных композиторов Южного Урала» (1957), в к-рые вошли произв. О. В. Кульдяева, Шутова и др. об Урале. В 1960-х гг. были изданы сб-ки песен композиторов Чел. обл. «Сторона уральская» (1960) и «Уральский вечер» (1965); отд. песни вошли в репертуарный сб. для коллективов художеств. самодеятельности «На клубной сцене» (1967). Опубликованы сб-ки песен «Родина моя» (1961) Кульдяева; «Лирические песни» (1962), «Над селом опускается вечер» (1965), «Новые песни» (1969) Шутова; «Песни» (1968) М. Д. Смирнова. Дом народного творчества подготовил к изданию серию листовок с песнями Е. Г. Гудкова, Смирнова, Шутова и др. Составл. Хоменко сб. «В Урале Русь отражена» (1971) включал помимо песен очерки об авторах. В 1970—80-х гг. произв. композиторов Чел. обл. публиковались в сборниках, выходивших в моск. изд-вах. Активное развитие издат. деят-сти в кон. 20 — нач. 21 вв. связано с освоением электронной технологии нотного набора. Произв. местных авторов выпускают гос. и частные изд-ва, дома печати, высшие муз. учебные заведения, муниципальные и общест. организации. В нач. 2000-х гг. Чел. Домом печати было издано неск. сб-ков песен: «Только в Челябинске» (2001) А. Л. Сафонова и «Вечер нашего романса» (2002) Р. В. Шеховцева на стихи А. Б. Горской; «Танкоград — наша доблесть и честь» (2001) и «Город любимый, слава тебе!» (Троицк, 2004) Кульдяева. «Издательство Татьяны Лурье» выпустило неск. сборников песен В. И. Ярушина и др. С нач. 1960-х гг. в Чел. получила развитие деят-сть профес. композиторов. Создание в 1983 Челябинские отделения СК России открыло возможности для систематизации, издания и распространения соч. чел. авторов. Отд. произв. и нотные сборники выпускались местными, центр. и заруб. изд-вами. Так, кн. «Жили-были Трали-Вали» (1997), «Давай сыграем сказку» (1999) Е. М. Попляновой были изданы в Чел.; «А мы на уроке играем!» (1994) — в Москве, «Милонга, Танго, Румба для трех гитар» (1997) — в Германии, «Соната для гитары соло» (2000) — в Италии. Чел. ин-том музыки им. П. И. Чайковского опубл. произв. комп. Е. Г. Быкова, Долгановой, Кривошея и др.; сборники переложений произв. рус. и заруб. композиторов для хоров, подготовл. Э. В. Михальченко, Г. К. Кендыш, В. Г. Худяковой. Основано в 1991 Ассоциация любителей классич. гитары (ныне Ассоциация деятелей классич. гитары при Чел. отделении Всерос. муз. об-ва) в 1997—2000 выпустила серию нотных тетрадей «Уральская коллекция» (произв. для гитары). Были изданы произв. мн. Южноурал. комп, и музыкантов: Г. П. Анохина, В. В. Козлова, Н. Н. Малыгина, А В. Михайлова, А М. Мордуховича, В. А Сидорова и др. Нац. муз. традиции нашли отражение в публикациях Р. М. Бакирова: «Мелодии, рожденные на Урале: Песни на стихи татарских и башкирских поэтов» (Магнитогорск, 1992), «Татарская музыка для ансамблей и оркестров народных инструментов» (Магнитогорск, 1997). Муз. произв. чел. авторов, отпечат. в неск. экз., хранятся в личных фондах, а также в библиотеке Челябинские отделения СК России.

 

Публикации произведений профессиональных композиторов

Веккер В. П. Песни для голоса и вокального ансамбля в сопровождении фп (баяна). Ч., 1983; Шесть миниатюр (для струнного квартета). М., 1986; Концерт № 1 для балалайки с оркестром в 3 частях. М., 1986; «Капризный малыш» (пьеса для фп). М., 1986; Три пьесы (для балалайки). М., 1988; «Игрушечный поезд» (пьеса для баяна). М., 1988; «Детская сюита» (для балалайки и фп). М., 1989; Скерцо (для баяна). М., 1990; Сюита в стиле «ретро» (для оркестра рус. народных инструментов). Магнитогорск, 1996; Сонаты № 1,2 и З. Хорал и фуга (для 3 баянов и соло). Германия, 1998; «24 пьесы в новых ладах» (для фп). Германия, 2003.

Гудков Е. Г. «Времена года» (сюита для хора) // Поет Магнитогорская государственная хоровая капелла. М., 1988; «Токката» (для фп). М., 2001; «Корабельный бор»: сб. камерно-вокальной и хоровой музыки. М., 2004.

Долганова Л. В. «Девочка-волшебница» (клавир оперы). Ч., 1993; «Сказка про интервалы» (клавир оперы). Ч., 1994; «Чучело-мяучело» (клавир оперы). Ч., 1995; «Зимнее утро» и «Зимняя дорога» (романсы на стихи А. С. Пушкина). Ч., 1999; «Игрушки» (вокальный цикл на стихи А. Барто). Ч., 1999; «Ave Maria» (для сопрано, хора, гитары и органа) // Борис Михайлович Белицкий в памяти друзей и учеников. Ч., 2000; «Новогодняя песенка» (вокальный цикл). Ч., 2002; Вокальные произведения для младшего и среднего школьного возраста. Ч., 2003; Вокальные произведения для старшего детского или женского хора. Ч., 2003; Соната для скрипки и фортепиано. Ч., 2004; Произведения для фортепиано. Ч., 2005.

Кривошей А. Д. «Земля Уральская» (вокальный цикл на стихи М. Шанбатуева). Ч., 1997; «Окно», «В твою светлицу...», «Старик» (романсы на стихи А. Пушкина). Ч., 1999; «Автомобиль» на стихи М. Валека (партитура песни для детского хора и оркестра рус. народных инструментов). Ч., 2003; «Вальс, вальс, вальс...» (песня для солиста и оркестра рус. народных инструментов на стихи Горской). Ч., 2003; «Золотая трубонька» (партитура для альтового саксофона, каз. хора и симф. оркестра). Ч., 2003; «Трамвай» (партитура для детского хора песни на стихи Г. Остера). Ч., 2003; «Уральские песни» (хоровая партитура кантаты). Ч., 2003; «Челябинский Диснейленд» (партитура для детского хора, стихи К. Рубинского). Ч., 2003; «Элегия памяти Иосифа Бродского» (для виолончели и фп). Ч., 2003; «Хоровод» (пьеса для оркестра рус. народных инструментов). Ч., 2004.

Кузьмин А. Р. Симфоническая поэма «Ultima Thule» (партитура для большого симф. оркестра). Ч., 2004.

Поплянова Е. М. «А мы на уроке играем!» М., 1994; «Жили-были Трали-Вали». Ч., 1997; «Ой, какие мы большие!» (на стихи Н. Пикулевой). Ч., 1997; «Ой, люшеньки-люшки». Ч., 1997; «Милонга. Танго. Румба» (для 3 гитар). Германия, 1997; «Веселый праздник Пам-Парам» (на стихи Н. Шилова), Ч., 1999; «Давай сыграем сказку» (на стихи С. Ашировой и А. Середы). Ч., 1999; «В нашем садике народ припеваючи живет» (на стихи Пикулевой). Ч., 1999; Соната (для гитары соло). Италия, 2001; «Соната с двух нот». «Личный дневник» (шесть музыкальных новелл о любви). Ч., 2001; Игровые каноны на уроках музыки. М., 2001; «Чики-брики-гав!» (муз. игры, песни для детей). Ч., 2001; Три прелюдии для флейты и гитары. СПб., 2002; «Кто стоит на трех ногах?» СПб., 2003; «Путешествие на остров Гитара». СПб., 2004; «Наиграл сверчок» (пьесы для чтения с листа и домашнего музицирования). В 2 т. Ч., 2005; «Королева Гамма». «Счастливые башмаки». Ч., 2005; «Уроки сеньориты Гитары». СПб., 2005.

Смирнов М. Д. «Импровизация» (для альта и фп). М., 1976; «Огневушка-поскакушка» (для 3 баянов). М., 1980; Четыре прелюдии (для балалайки и фп). М., 1982; Увертюра (партитура для симф. оркестра). М., 2001; Гимн Челябинской области (муз. ред.) // Официальные символы Челябинской области и муниципальных образований. М., 2004; «Слава народу-победителю!» (кантата для хора и оркестра рус. народных инструментов). Ч., 2004; Уральская увертюра. Симфония № 3. Концерт для домры с оркестром. Ч„ 2004.

Шкербина Т. Ю. «Камаринская» для баяна (Курган, 1999); «Театральные эскизы» (сборник произв. для фп). Ч., 1999; «Багатели» (для 3 флейт). Курган, 2000; Прелюдия и фута. Полифоническая пьеса (для баяна). Курган, 2001.

 

Литература по теории и истории музыки. В 1950—60-х гг. увидели свет первые изд., посв. вопросам культуры и иск-ва Южного Урала, авторами к-рых были Г. К. Дмитрин, М. Г. Марченко и др. Позднее центрами н.-и. и издат. деят-сти стали ведущие вузы Чел. обл. Основные направления науч. изысканий: история рус. музыки (И. Г. Дымова, Н. В. Растворова и др.); история древнерус. певч. иск-ва и его традиции в рус. духовной музыке 20 в. (Н. П. Парфентьев, Н. В. Парфентьева); история муз. культуры и иск-ва Южного Урала (Вольфович, С. И. Мирошниченко, Растворова, Т. М. Синецкая и др.); устные и письм. традиции нар.-инструм. иск-ва (Вольфович); социол. проблемы муз. иск-ва, восприятие музыки слушателями (Синецкая, В. С. Цукерман); философия и музыка (Л. П. Зарубина); синтез музыки и др. видов иск-ва (Дымова, О. Ф. Ширяева-Ендуткина). Издат. отделы вузов публикуют уч. программы, курсы лекций, методич. рекомендации по отд. дисциплинам и др. Чел. ин-том музыки с 1997 подготовлено св. 500 науч., уч. и методич. изд., в т. ч. исслед. Д. Г. Мусатовой; уч.-методич. пособия О. В. Шафоростовой; муз. хрестоматии; книги о жизни и творчестве композиторов, написанные студентами по итогам науч. конф.; периодич. науч. и методич. сб-ки «Некоторые вопросы музыкознания», «Феномен культуры: проблемы теории и истории», «Вопросы фортепианного исполнительства и педагогики», «Психолого-педагогические проблемы музыкального образования», «Современные проблемы преподавания музыкально-теоретических дисциплин в системе “школа — училище — вуз”» и др. Методич. кабинет при Мин-ве культуры Чел. обл. готовит к изданию книги, ноты, спец. методич. лит-ру для ДМШ, ДШИ, ср. спец. муз. учебных заведений. Чел. отделение СК России, Чел. обл. отделение Всерос. муз. об-ва выпускают монографии, а также буклеты, каталоги, листовки и др., освещающие значимые события в муз. жизни Южного Урала. В Чел. издан «Аннотированный указатель авторских программ преподавателей ДМШ, ДШИ, ДХШ Челябинской области» (составитель Л. Л. Мельникова, 2000). Лаборатория методики преподавания предметов образоват. области «Искусство» ЧИППКРО небольшими тиражами выпускает методич. разработки уроков музыки в общеобразоват. школе, авторами к-рых являются учителя Л. Ф. Смолина, В. В. Шилов и др. Изд-во «Автограф» и выделившееся из него муз. изд-во «МР1» («Music production international») публикуют книги и нотные изд. чел. педагогов-музыкантов, в т. ч. сборники для учащихся ДШИ в серии «Фортепианная школа Джона Шаума» и др. Выпуски серии «Jam session» изд-ва «МР1» представляют собой сборники произв. заруб. исполнителей с компакт-дисками («Поем вместе с Эллой Фитцджеральд», «Играем вместе с “Иглз”» и др.). В кон. 1990-х — нач. 2000-х гг. изд-во «Урал Л. Т. Д.» выпускало биографии композиторов в серии «Жизнь замечательных людей: Библиотека Флорентин Павленкова» и переводной серии «Иллюстрированные биографии великих музыкантов», а также муз. справочники. «Издательством Татьяны Лурье», С. Ю. Бан-ъ туровым изданы кн. «Пение и воспитание детей в хоре» (1998) и «Хоровое пение в детском саду» (2001, 2002) В. А. Шереметьева.

 

Публикации по истории и теории музыки

Балабан О. В. Вокально-хоровые особенности музыкального фольклора Уральского региона: Уч. пособие. Ч., 1998.

Бычков В. В. Аранжировка аккомпанемента для оркестра и ансамбля русских народных инструментов. М., 1988; Анатолий Полетаев и русский народный оркестр «Баян». Ч., 1995; Баянно-аккордеонная музыка России и Европы. В 2 кн. Ч., 1997; История отечественной баянной и зарубежной аккордеонной музыки М., 2004.

Вольфович В. А. Челябинск музыкальный. Ч., 1989; Играй, гармонь уральская! Ч., 1991; Музыканты Южного Урала. Ч., 1991; Растянула гармонь «Митрофановна». Ч., 1993; Играй, гармонь,— звени, частушка! Ч., 1994; Поющее сердце Урала: Творчество гармониста И. Плешивцева. Ч., 1994; Русские национальные инструменты: устные и письменные традиции: Очерки. Ч., 1997; Поселковая гармонь. Ч., 1998; С гармонью в XXI век! Ч., 2000; Дети гармони.Ч., 2003.

Высший музыкальный колледж: Новое в профес. художеств. образовании / Сост. и отв. ред.: М. М. Берлянчик, А. Н. Якупов. Магнитогорск; Новосибирск, 1992.

Гумерова О. А. «Буря и натиск» в искусстве XVIII в.: Уч. пособие. Ч„ 1998.

Гун Г. С., Александрович Ю. М. Семестр искусств. Ч., 1984.

Зарубина Л. П. Философия и музыка: Уч. пособие. Ч., 1998; Философия и музыка: Уч. пособие. Изд. 2-е, доп. Ч., 2002.

Иванова О. Опера в Челябинске. Ч., 1997. ==Мирошниченко С. И. Становление хорового исполнительства на Южном Урале. Магнитогорск, 1999; Хоровое исполнительство Южного Урала. Магнитогорск, 2004.

Музыкальное краеведение Южного Урала: сб. материалов. Ч., 2006.

Народно-инструментальное искусство Урала и Сибири: межвуз. сб. ст. Ч., 2005.

Парфентьев Н. П. Древнерусское певческое искусство в духовной культуре Российского государства XVI—XVII вв. Свердловск, 1991. ==Парфентьева Н. В. Творчество мастеров древнерусского певческого искусства XVI—XVII вв. Ч„ 1997.

Парфентьева Н. В., Парфентьев Н. П. Древнерусские традиции в русской духовной музыке XX века. Ч., 2000.

Пивоварова И. Либретто отечественной оперы и литературный первоисточник. Магнитогорск, 2004.

Притяжение Эйдинова / Сост.: О. С. Эйдинова, С. И. Мирошниченко. Магнитогорск, 2003. Русская народная музыка: Нотографич. указ. (1776-1973). В2ч./Д. М. Бацер, Б. И. Рабинович. М., 1981—84.

Русские композиторы: История отечеств. музыки в биографиях ее творцов / Сост. и науч. ред. Л. А. Серебрякова. Ч., 2001.

Секретова Л. А. Техники композиции в музыке XX в.: Уч. пособие. Ч., 1997.

Сизова Е. Р. Гармонические стили в музыке доклассического периода: Уч. пособие. Ч., 2005.

Синецкая Т. М. Концерт как отражение художественных интересов населения города (социологический аспект) // Город и культура. Ч., 1993; Каталог произведений композиторов Южного Урала. Ч., 1996; Социология музыки: Уч. пособие. Ч., 1998; Композиторы Южного Урала. Ч., 2003; Магнитогорская государственная академическая хоровая капелла им. С. Г. Эйдинова: От мечты к реальности. Ч., 2005; Челябинская филармония: люди и время (1937—2007 гг.). Ч., 2007.

 

Смирнов Б. Ф. Дирижерско-симфоническое искусство: муз.-эстетич. и социально-психологич. аспекты. СПб., 2003.

Челябинская государственная академия культуры и искусств: Страницы истории / Авт. сост. В. С. Толстиков. Ч., 2003.

Ширяева О. Ф. Картинность в музыке. Ч., 2001.

Якупов А. Н. Теоретические проблемы музыкальной коммуникации. М., 1994.