Управление материальных ресурсов


Управление материальных ресурсов, Главное управление материальных ресурсов (ГУМР), орган исполнительной власти. Система органов материально-техн. снабжения Чел. обл. начала складываться в 1934, после разделения Уральской области и реорганизации Урал. гос. АО «Уралснабсбыт» в Свердловский и Чел. тресты снабсбыта. Основной задачей респ. гос. треста «Челябснабсбыт» было «снабжение товарами и материалами производственно-технического и строительного назначения промышленности, строительства, коммунального хозяйства и других отраслей народного хозяйства, а также сбыт в пределах Челябинской области продукции промышленности товарной номенклатуры “Союзснабсбыта”». Реализации через Челябснабсбыт подлежала продукция местного, респ. и союз. производства. Вновь созданная орг-ция (дир. В. Г. Абраменко) находилась в ведении НК тяжелой пром-сти (НКТП) и входила в систему Всесоюз. объединения «Союзснабсбыт». По распоряжению СНК СССР от 25 окт. 1937 снабсбыты были преобразованы в районные техн. конторы Главснаба НКТП. Деят-сть Чел. районной техн. конторы по заготовке и снабжению предпр. и строек (управляющий Г. С. Васис) распространялась на Чел. обл. и Башк. АССР. Ее специалисты отвечали за заготовку товаров и мат-лов для предпр. своего района, а также их вывоз по поручению специализир. контор; товаров, не производящихся в районе, но необходимых для снабжения предпр. НКТП, через соответствующие специализир. конторы Главснаба; реализацию фондов предпр. и строек НКТП на основе договоров; отпуск мат-лов предпр. местной пром-сти и промкооперации в целях стимулирования развития их пр-в; мобилизацию внутрипром. ресурсов. Приказом НКТП от 2 нояб. 1938 Чел. районная техн. контора была переим. в Чел. заготовит.-снабженч. контору Главснаба НКТП («Челябснабтяжпром»); в мае 1939 на ее базе организованы 4 новые конторы: «Снабтоппром», «Снабчермет», «Снабцветмет» и «Снабэлектропром». Хозрасчетные единицы со всем штатом и балансом были переданы: металло-техн. отдел — Главэлектропрому; отделы химико-строит., вспомогат. мат-лов, трансп., управление пожарно-вооруж. охраны, а также Магнитогорское, Златоуст. отделения и Миасский заготпункт — Главчермету; Кыштымское отделение — Главцветмету. В годы Великой Отечественной войны для обеспечения нар. х-ва сырьем и мат-лами, мобилизации всех ресурсов на нужды войны был создан ГКО; гл. управления по сбыту металла, леса, нефти и угля были переподчинены СНК и переим. в гл. управления по снабжению. На заводах, производивших продукцию для воен. нужд, вводились должности воен. представителей, контролировавших выполнение поставок. В 1948 был создан Гос. к-т Сов. Мин. СССР по материально-техн. снабжению нар. х-ва (Госснаб СССР); в 1953 он был объединен с Госпланом СССР, к-рому были переданы снабженч. функции. В 1957 на базе Чел. обл. конторы Главснабсбыта РСФСР при Чел. облисполкоме было образовано управление снабжения и сбыта (нач. Л. М. Дьяков, Л. М. Магарилло), к-рое объединило 9 отраслевых снабженч. орг-ций (Чел. обл. конторы Главснабсбыта РСФСР и Облпромпродснаба; конторы Облместпромснабсбыта, Госместпромснабсбыта, Облтоппромснабсбыта, Обллегснабсбыта, Облжилснаба, Облздравснаба; база материально-техн. снабжения и сбыта Облдревмебельпрома). Управление как местный орган Главного управления снабжения и сбыта при Сов. Мин. РСФСР подчинялось как Главснабсбыту РСФСР, так и Чел. облисполкому. К его осн. задачам относились: разработка планов материально-техн. снабжения по номенклатуре продукции и по перечню потребителей, утверждаемым Главснабом РСФСР; реализация фондов потребителям по перечню, утверждаемому Чел. облисполкомом и Главснабсбытом РСФСР; реализация продукции предпр. и орг-ций, располож. на территории Челябинской обл., по нарядам Главснабсбыта РСФСР; планирование материально-техн. снабжения по номенклатуре продукции и по перечню потребителей, утверждаемым Чел. облисполкомом; децентрализ. заготовка сырья, мат-лов и оборудования; привлечение местных источников сырья и пром. отходов для снабжения ими потребителей как в области, так и за ее пределами. По пост. ЦК КПСС «О. дальнейшем совершенствовании организации управления промышленностью и строительством», наметившему переход от отраслевой системы управления экономикой к территориальной, были созданы респ. советы народного хозяйства (совнархозы). 1 июня 1957 был образован Совет нар. х-ва Чел. экон. адм. района, в его составе — управление материально-техн. снабжения и сбыта, к-рое в марте 1959 было разделено на 2: управление материально-техн. снабжения и управление сбыта. Указом Президиума Верх. Совета РСФСР в дек. 1962 вместо 67 было создано 24 экон. района РСФСР, в т. ч. Юж.-Урал. экон. район (Курганский, Оренб. и Чел. экон. районы и пром. район Белорецка, Башк. АССР), рук-во к-рым осуществлял совнархоз. В его состав входили 14 функцион. управлений, в т. ч. управление материально-техн. снабжения и управление сбыта, и 15 отраслевых, 7 из к-рых (местного значения) имели в своей структуре отделы материально-техн. снабжения и сбыта. В 1965 в соответствии с пост. ЦК КПСС «Об изменении системы органов управления промышленностью и преобразовании некоторых других органов государственного управления» совнархозы были упразднены. В нояб. 1965 образовано управление материально-техн. снабжения (УМТС) Юж.-Урал. района (первый нач. И. Р. Комаровский, с 1970 — Е. В. Мамонтов). Оно занималось реализацией фондов на материальные ресурсы, выделяемые предпр., стройкам и орг-циям, располож. в зоне деят-сти управления; осуществлением контроля за выполнением плана межотраслевых кооперир. поставок и за отгрузкой продукции в др. районы; снабжением предпр. изделиями и оборудованием по номенклатуре Госснаба СССР; руководило работой подведомств. орг-ций. В 1967 был осуществлен перевод потребителей, располож. на территории Челябинской обл., на бесфондовое снабжение строит. мат-лами, сантехн. оборудованием, химикатами и резинотехн. изделиями. Эта прогрессивная форма снабжения, способствовавшая переходу к оптовой торговле, существовала в 1968—72 параллельно с бесфондовым снабжением. С 1973, по решению коллегии Госснаба СССР, УМТС перешло к оптовой торговле по единой методике Госснаба и впервые начало заниматься гарантир. комплексным снабжением (ГКС), взяв на себя ответственность за обеспечение потребителей в случаях задержки транзитных отгрузок изготовителями продукции. За короткий срок на предпр., перевед. на ГКС, были снижены объемы заказов на мат-лы для осн. пр-ва, увеличились объемы поставок, укрепились прямые длит. хоз. связи (ПДХС). К 1979 на ПДХС было переведено 570 предпр. 67 мин-в, получавших продукцию от 806 поставщиков. В 1978 были разработаны и направлены в Госснаб СССР предложения по перестройке организационной структуры специализир. объединений: «Южуралэлектромашсбыт», «Южуралснабсбыт», «Южуралметаллоснабсбыт»; трестов: «Южуралтара», «Южуралвторсырье»; объединения «Оренбургснабсбыт». В соответствии с Пост. ЦК КПСС и Сов. Мин. СССР в 1981 органы Главснаба СССР развернули работу по экономии и рацион. использованию материальных ресурсов. Южуралглавснаб направил деят-сть подведомств. орг-ций на сокращение сверхнормативных остатков и неиспользуемых материальных ценностей и вовлечение их в хоз. оборот путем перераспределения, закупки и продажи на комиссионных началах, регулирования поставок. С 1985 была введена система платных услуг, что позволило предпр. реализовать сэкономл. сырье и мат-лы, а также некондиционные мат-лы и отходы производства. В 1990 во исполнение Пост. Сов. Мин. РСФСР «Об организации материально-технического обеспечения народного хозяйства РСФСР в 1991 г. в условиях перехода к рыночной экономике» управление было преобразовано в Чел. посреднич. компанию (ЧПК). В ее компетенцию входило: ведение хозяйственной деятельности, направл. на повышение сбалансир. спроса и предложения на регион. рынке средств пр-ва, товаров и услуг; комплексное (в пределах своей компетенции) обеспечение потребителей Чел. обл. продукцией производств.-техн. назначения на основе заключения хоз. договоров; работа с поставщиками по реализации продукции для нужд нар. х-ва РСФСР. В 1993 ЧПК преобразована в АООТ, в 1996 — в ОАО. До 1997 в Челябинской обл. существовала достаточно неэффективная, затратная и непрозрачная система управления финанс. ресурсами бюджета области, базировавшаяся на взаимозачетах предпр. Для реализации обл. социально-экон. программ и решения проблем задолженности перед бюджетом Чел. обл., исполнения обл. заказа преим. на товарной (безден.) основе в 1997 распоряжением губернатора Челябинской обл. учрежден Фонд материальных ресурсов Чел. обл. (существовал до 2000). С принятием Бюджетного кодекса РФ, вступившего в силу 1 янв. 2000, предписывающего производить гос. закупки продукции исключительно на конкурсной основе, пост. губернатора Челябинской обл. образовано ГУМР (рук. В. Л. Чередников) с целью организации поставок продукции для гос. нужд Чел. обл. ГУМР организует конкурсы по закупкам продукции для гос. нужд, участвует в практич. реализации обл. социально-экон. программ, а также проводит экспертную оценку договоров, представляемых в Министерство финансов Чел. обл. С принятием в 2003 закона Чел. обл. «О поставках товаров, выполнении работ, об оказании услуг для областных государственных нужд» управление наделено статусом гл. гос. заказчика Чел. обл. (к числу заказчиков относятся все мин-ва, гл. управления и к-ты Правительства Челябинской обл., администрации МО, имеющие местные отделения федеральные структуры). С 2002 ГУМР участвует в меропр. утвержд. Прав-вом РФ программы «Электронная Россия», предполагающей создание электронной торг. площадки для сбыта и приобретения товаров. Разработана электронная подпрограмма гос. закупок, в Интернете создан портал пром. предпр. области; зарегистрирован и функционирует офиц. сайт ГУМР, где помимо информ. об обл. конкурсах размещаются сведения о закупках, производимых администрациями гг. Чел. и Магнитогорск. В 2000 проведено 15 конкурсов, в 2001 — 72, в 2003 — 270, в 2005 — 545, в 2006 — 915. Ср. кол-во участников конкурса — 7 поставщиков, макс.— 35. Среди них как предпр. Чел. обл., так и др. регионов России. Сумма бюджетных средств, выдел. на конкурсные закупки в 2005, составила более 7 млрд руб., экономия бюджетных средств — 10—15% (по сравнению со ср.-рыночными оптовыми ценами). В 2007 управлением разработано и проведено 1022 процедуры торгов на общую сумму 14 млрд 310, 29 млн руб., в т. ч.: 690 конкурсов (11 млрд 290,70 млн руб.) и 332 аукциона (3 млрд 19,59 млн руб.). Сумма средств, направл. на закупку товаров, работ, услуг для обл. гос. нужд, увеличилась в 2,3 раза. В 2007 по заказу ГУМР ООО «Лаборатория программных продуктов» разработан программный продукт «Автоматизированное рабочее место по подготовке сведений о контрактах» (АРМ ПСК), к-рый позволяет заполнять в электронной форме в соответствии с требованиями действующего законодательства сведения о гос. или муниципальном контракте (его изменении), заключ. гос. или муниципальным заказчиком, и сведения об исполнении (прекращении действия) гос. или муниципального контракта. Содержащаяся в реестре информ. на офиц. сайте доступна для ознакомления. В 2007 в реестре были размещены сведения о 11184 контрактах на общую сумму 15 млрд 898,36 млн рублей.