Протестантизм


Протестантизм, одно из направлений в христианстве, возникшее в Зап. Европе в 1-й четв. 16 в., в эпоху Реформации. П. выдвинул новые идеи и представления о личности и нравственности, месте христианства в об-ве; инициировал появление разнообразных по догматич. и организационным особенностям религ. общин, церквей, деноминаций. Основоположники П.— Ж. Кальвин, М. Лютер, Ф. Меланхмон, Т. Мюнцер, М. Симонс, У. Цвингли и др. Важнейшие принципы П.: спасение только через личную веру, отрицание посреднич. роли церкви и духовенства; абс. авторитет Библии, пер. ее на нац. яз., отрицание как боговдохновенных Свящ. Предания и сочинений отцов церкви; священство всех верующих, а не только духовных лидеров, неприятие дорогой и пышной обрядности; мирской аскетизм, отказ от монашества и монастырей; возврат к нравств. идеалам раннего христианства (1—3 вв.). Последователи П., отказавшись от нек-рых догматов и обрядов католич. и правосл. церквей (см.: Католицизм; Православие) — чистилища, целибата, почитания святых, мощей, икон и т. п., признавали 2 христианских таинства: крещение и причащение. В длит. пути ист. развития П. выделяются 2 осн. этапа: ранний (первонач., 16—18 вв.); поздний (19—20 вв.). За это время внутри П. сформировалось ок. 40 различных направлений, течений. Наибольшее распространение они получили в Великобритании, Германии, Канаде, Нидерландах, США, Швейцарии. По состоянию на 1 янв. 2001, в мире насчитывалось ок. 460 млн протестантов. Совр. П. стремится к межконфессион. интеграции, последовательно реализует идею экуменизма (организационное, но не догматич. объединение христианских церквей различных вероисповеданий). В России идеи реформации правосл. церкви стали появляться еще в 14 в. («стригольники», или «жидовствующие», и др.). В 18—19 вв. возникли движения «духовного христианства» (духоборы, молокане, христоверы и др.), представители к-рых отвергали правосл. церковь в пользу личной веры («бог не в бревнах, а в ребрах»), выражали гуманистич. идеалы («человек есть дивное создание Божие»), стремились организовать самоуправляющиеся общины как прообразы «царства Божьего». Своеобразным религ. феноменом стало появление во 2-й пол. 19 в. «русского иеговизма». Первые общины протестантов были созданы в 17 — нач. 18 вв. в Москве, Архангельске, С.-Петербурге мигрантами-лютеранами из Европы (см. Лютеранство). Во 2-й пол. 18 в. в юж. губернии России начали массово переселяться представители одной из конфессий П.— меннониты — сторонники ненасилия и отказа от участия в войнах, службы в армии. Как правило, их общины добивались экон. процветания; к 1914 в России насчитывалось св. 80 тыс. меннонитов, владевших 800 тыс. дес земли. Во 2-й пол. 19 в. появились миссионеры др. конфессий — адвентисты седьмого дня, баптисты, евангельские христиане, создававшие местные общины, а затем и всерос. религ. объединения (см.: Адвентисты седьмого дня; Баптизм). До 1917 последователи П. испытывали постоянное жесткое адм. давление гос-ва и иерархов Русской православной церкви, подвергались уголовному преследованию. Нормализация их отношений с гос-вом началась в 1-е десятилетие Советской власти, была прервана в годы сталинских репрессий и продолжилась в 1940—50-е гг. Первые протестантские (как правило, лютеранские) общины на Южном Урале появились во 2-й пол. 18 в. в горнозаводской зоне, в частности в Златоусте. В 19 — 1-й четв. 20 в. к ним добавились религ. группы баптистов, евангельских христиан, меннонитов. Идеи П. постепенно получали поддержку у представителей различных социальных слоев не только в горнозаводской зоне, но и в сел. районах, располож. вокруг Верхнеуральска, Троицка, Чел. (здесь проживали немцы и переселенцы из юж. областей страны). В годы Гражданской войны нек-рые общины (напр., в Верхнеурал. уезде) подверглись репрессиям со стороны монархически настроенных казаков и колчаковцев. С установлением Советской власти протестанты получили полит. и социально-культ. условия для существования и развития своих орг-ций: в Чел. губ. (1919—23) протестантские общины действовали почти во всех уездных городах, в нек-рых крупных станицах и селах Чел. и Троицкого уездов. Примечателен факт существования (до 1931) с.-х. коммуны баптистов в с. Жохове. В 1930-е гг. с началом полит. репрессий гос-ва под лозунгом «Борьба с религией — борьба за социализм» верующие вынуждены были перейти на нелегальное положение, большая часть нем. переселенцев-лютеран и баптистов выехала за пределы области. С разной степ. интенсивности адм. давление и уголовные преследования продолжались и в послевоенное время. В 1960—70-е гг. развитие отеч. П. было осложнено адм. ограничениями со стороны органов исполнительной власти, а иногда и вмешательством во внутр. жизнь общин, что привело к организационному расколу в различных конфессиях (евангельские христиане-баптисты, христиане веры евангельской) или к его углублению (адвентисты седьмого дня). Часть общин перешла на полулегальное или нелегальное положение, но продолжала осуществлять благотворит., издат., миссионерскую деятельность. Действовали подпольные типографии изд-в «Христианин» (Совета Церквей евангельских христиан-баптистов), «Верный свидетель» («адвентистов-реформистов») и др., выпускавшие разнообразную христианскую лит-ру, в первую очередь Новый Завет. Сокращение числ. общин привело к тому, что нек-рые деноминации оказались на грани развала (лютеране, меннониты). Процесс приостановился в 1980-е гг., с началом перестройки, демократизации общест. жизни, ослабления адм. давления. При поддержке органов гос. власти были созданы новые духовные центры, прекращены уголовные преследования духовных лидеров за нарушение законодательства о религ. культах, возвращены реквизир. ранее молитв. дома, налажен выпуск газет и журналов (напр., «Протестант», «Христианское слово» и др.). В Челябинской обл. лишь в нач. 1970-х гг. произошло частичное восстановление орг. общинной жизни: сформированы крупные организации евангельских христиан-баптистов в Челябинске, на ст. Полетаево (Сосновский район), в Златоусте, Магнитогорске; действовали группы пятидесятников, адвентистов седьмого дня, меннонитов, свидетелей Иеговы. В 1990-е гг. на территории области организационно оформились новые протестантские деноминации, местные общины приступили к выпуску собств. печатных изд.: «Божья весть», «Вперед», «Евангельская весть», «Станем друзьями» и др. В стране в 1990-е гг. благодаря активной миссионерской деят-сти заруб. религ. представителей сформировались местные общины таких довольно крупных протестантских объединений, как «Новоапостольская церковь», «Церковь Божия», «Церковь Иисуса Христа Святых последних дней» (мормоны), методисты, «Церковь Христа» и др. К янв. 2004 П. в России по кол-ву религ. орг-ций (ок. 5 тыс. по стране, 308 — в УрФО) занял 2-е место после православия. Представители протестантских орг-ций принимали деят. участие в праздновании 2000-летия христианства как мир. религии. В Челябинской обл. в настоящее время действует ок. 100 протестантских общин в статусе религ. орг-ций и групп, представляющих не менее 10 конфессий, к-рые объединяют ок. 100—150 тыс. чел. Протестанты ведут разнообразную миссионерскую деят-сть в форме евангелизационных собр. (к примеру, межконфес. празднование Рождества 7 янв. 2005), конгрессов, пасторских конф. (одна из последних прошла в Чел. в нояб. 2004 с участием известного амер. проповедника Дж. Догерти), театр. постановок, рок-концертов, семейных программ («Я выбираю жизнь») и др. В 1994—2004 в Челябинской обл. построено неск. новых культовых зданий (молитв. домов, церквей и др.) лютеранами, евангельскими христианами-баптистами, христианами веры евангельской, адвентистами седьмого дня, свидетелями Иеговы; продолжается стр-во духовного центра евангельских христиан «Церковь Божия». Протестантские общины оказывают разнообразную и масштабную благотворит. помощь больницам, детским домам, пенсионерам и инвалидам; ведут эффективную социально-реабилитационную деят-сть среди наркозависимых, бывших алкоголиков и заключенных. Более 8 лет действует реабилитационный центр для наркоманов при поддержке общины «Новая жизнь». Совм. с муниципальными органами власти общины являются организаторами регион.науч.-практич. конф. по проблемам толерантности («Свобода совести и вероуважение — основы межконфессионального и гражданского согласия», Чел., 2001; «Семья в этноконфессиональных традициях Урала», Чел., 2004). Выполняя требования федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» (1997), протестанты при необходимости целенаправленно защищают свое право на свободу вероисповедания, включая обращения к уполномоченному по правам человека в РФ, подачу исков в Европ. суд по правам человека и местные суды; обладают реальным общест. авторитетом и открыты для контактов с регион.и муниципальными органами власти. Лидеры протестантских общин выступают с публичным осуждением любых актов нетерпимости, религ. фанатизма, полит. экстремизма, поддерживают усилия органов гос. власти по сохранению гражд. мира и стабильности в Челябинской области.