Расчётно-кассовые центры (РКЦ), структурные подразделения Центрального банка РФ (Банка России), действующие в составе территориального учреждения — Главного управления Банка России по Челябинской обл. (см. Управление Банка России). Основное направление деят-сти — обеспечение эффективного, надежного и безопасного функционирования платежной системы РФ. РКЦ осуществляют расчетное и кассовое обслуживание кредитных орг-ций, представит. органов гос. власти, местного самоуправления, счетов бюджетов всех уровней и органов Федерального казначейства Мин-ва финансов РФ, гос. внебюджетных фондов и др. клиентов. Первые центры были созданы в нач. 1990-х гг., в период становления 2-уровневой банковской системы (банки коммерческие, Центр. банк), для осуществления операций с ден. ценностями, контроля за ден. эмиссией (наличной и безналичной) и организации межбанковских расчетов в стране. В кон. 1990 в Челябинской обл. были открыты единый РКЦ в Чел. и 5 межрайонных центров по кассовому обслуживанию в Варне, Златоусте, Кыштыме, Магнитогорске, Троицке. К окт. 1991 в Челябинской обл. действовало уже 25 самостоят. РКЦ: в Чел. (головной центр), Аше, Златоусте, Каслях, Катав-Ивановске, Карталах, Копейске, Кусе, Кыштыме, Магнитогорске, Миассе, Нязепетровске, Троицке, Южноуральске, Челябинск-65 (ныне Озерск); в Аргаяш., Бред., Варн., Еткул., Кизил., Кунашак., Красноарм., Нагайбак., Уйском, Чесм. р-нах. Также было открыто 2 расчетных центра (в Коркино и Курчатовском районе Чел.), преобразов. в расчетно-кассовые в 1994. В том же году закрыт РКЦ в Челябинск-65. Создание разветвл. сети РКЦ было обусловлено необходимостью рациональной организации наличного ден. оборота, обеспечения кассовой наличностью в местах ее эмиссии, макс. приближения учреждений Банка России к обслуживаемым коммерч. банкам, их филиалам и бюджетным орг-циям (т. к. в тот период применялись в осн. технологии проведения платежей с использованием бум. носителей). В связи с переходом на электронные технологии и проводимыми Банком России меропр. по оптимизации расчетной сети число РКЦ в 2007 в Челябинской обл. сократилось до 14 (закрыты центры в Карталах, Каслях, Катав-Ивановске, Копейске, Коркино, Миассе; в Аргаяш., Еткул., Красноарм., Нагайбак., Уйском, Чесм. р-нах). Являясь участниками платежной системы области, РКЦ полностью обеспечивают потребности кредитных орг-ций и др. клиентов в расчетных услугах. В 1993 в банковских расчетах начали использоваться электронные технологии; с февр. во внутрирегион. расчетах, с нояб.— в межрегион. В числе первых на систему электронных расчетов через РКЦ перешли Инвестбанк, Сбербанк, Челиндбанк и Челябкомзембанк; к нач. 2005 — все кредитные организации, действующие на территории области, а также Управление Федерального казначейства, Мин-во финансов Чел. обл., финанс. управления Магнитогорска и Златоуста. Платежи ведутся практически в режиме реального времени. В 2007 работниками центров ежедневно обрабатывалось ок. 154 тыс. документов (в 2004 — 77 тыс.), среднедневной объем безналичных платежей через РКЦ превышал 23,2 млрд руб. (в 2004 — 9,5 млрд), наличных — 0,8 млрд (в 2004 — 0,5 млрд). Увеличение объема платежных документов, наличных ден. средств, использование программных способов банковского учета обусловили потребность в совр. техн. и технолог. комплексах. РКЦ оснащены всей необходимой вычислит. и сервисной аппаратурой, счетно-ден., счетно-сортиров., упаковочными машинами, приборами для определения подлинности банкнот и уровня радиации ден. массы.