Реальные училища


Реальные училища, ср. уч. заведения, существовавшие в России в 19 — нач. 20 вв. Давали утлубл. знания по матем. и естеств. предметам (в отличие от классич. гимназий, сориентир. на изучение гуманитарных и естеств. дисциплин). Согласно «Уставу реальных училищ ведомства Министерства народного просвещения» имели целью «доставлять учащемуся в них юношеству общее образование, приспособленное к практическим потребностям и к приобретению технических познаний». В 1839 в России при ряде учебных заведений были учреждены реальные классы, с 1864 создавались реальные гимназии, переим. в 1871 в Р. у. К началу 1-й мир. войны Р. у. действовали в губерн. (Оренбург, Пермь, Уфа) и нек-рых уездных городах Урала (Верхнеуральск, Екатеринбург, Кунгур, Ниж. Тагил, Чел. и др.). Обучение проходило в теч. календарного года, за исключением воскресных и праздничных дней, летних (6 нед) и зимних (2 нед) вакаций (каникул). Курс обучения составлял 6 классов, продолжительность урока — 1 ч. При уч. заведении мог быть открыт 7-й класс — для подготовки учащихся к поступлению в высшие уч. заведения (преим. техн. профиля). В штат Р. у. входили: дир., преподаватели, классные наставники и их пом. (надзиратели), врач, письмоводитель. Один из преподавателей по выбору дир. уч-ща приказом попечителя уч. округа утверждался в должности инспектора уч-ща. Штатный инспектор полагался тем Р. у., при к-рых действовали пансионы (общежития). В Р. у. принимались дети 10—13 лет всех состояний и вероисповеданий. В уч. программы входили предметы: математика, физика, гражд. и естеств. история, Закон Божий, рус. и иностр. яз., естествознание, рисование, черчение, пение, чистописание. Уч-ща содержались за счет средств Мин-ва народного просвещения, гор. об-в, земств, частных лиц. Обучение было платным. Желавшие сдать экзамены экстерном должны были заплатить в пользу экзаменаторов определ. сумму (в кон. 19 в.— 10 руб.). Ученики, пробывшие в одном классе 2 года и не показавшие удовлетворит. знаний, исключались. Учащиеся, окончившие с успехом полн. курс, получали аттестат с печатью и подписями чл. пед. совета уч. заведения. Р. у. на Урале в 1918—20 были реорганизованы в единые труд. школы 2-й ступени.

Верхнеуральское реальное училище, памятник архитектуры местного значения. Образец местного кирпичного зодчества нач. 20 в. (в декоративном убранстве присутствуют элементы модерна). Здание кирпичное, 2-этажное, на невысоком кам. цоколе, Г-образное в плане. Расположено в центре города (совр. ул. Ленина), близ Никольского собора. Крыша многоскатная с металлич. кровлей. Филенчатые лопатки с оригинальным геометрич. узором в верх. части скрепляют углы дома и разделяют фасадные плоскости. Лучковые оконные проемы, одинаково высокие на 1-м и 2-м этажах, обрамлены фигурными кирпичными наличниками. Горизонтальные членения — междуэтажная тяга, подоконный пояс — оформлены фигурной кирпичной кладкой; тягу поддерживают декоративные кронштейны. Декор протяж. фасадов единообразен по форме. Здание введено в строй в 1909. Уч-ще имело приготовит. и 6 осн. классов. Ежегодно выпускалось ок. 40 учащихся. Дир. был М. К. Ершов, почет. попечителем — В. Е. Гогин (высочайшим указом от 13 дек. 1912 было разрешено вывесить в уч-ще его портрет). В 1930-х гг. в здании располагался с.-х. техникум, с 1936 — СШ № 1, с 1986 — УПК, с 1991 — управление Федеральной почтовой связи, в настоящее время — АО «Связьинформ».

Челябинское реальное училище существовало в 1902—20 (впервые вопрос о его открытии был поставлен в 1897). Размещалось в гор. общест. доме на ул. Ивановской. В 1904—07 по проекту арх. В. Н. Чаплица подрядчиком А. Ф. Бейвелем построено кам. 3-этажное здание стоимостью 102475 руб. Первонач. по предложению гор. думы были отделаны 2 этажа, 3-й оставлен «до возникновения потребности». В окт. 1905 уч-ще переехало в новое здание; вскоре, как сообщал Бейвель, «выяснилось крайнее неудобство такого положения, и силою обстоятельств пришлось сделать и третий этаж». Значительная часть площади 3-го этажа заняла Алексеевская домовая церковь. До 1915 с учащихся ежегодно взималось 40 руб., позднее, ввиду инфляции, вызванной войной,— 50 руб. Гибкая система скидок и материальной помощи позволяла учиться детям из различных социальных слоев. Нек-рые из учащихся получали «именные стипендии»: в память 100-летия войны 1812; им. Бейвеля, Н. С. Степанова; учрежд. ОКВ. По кол-ву учащихся Р. у. было одним из наиб. крупных в городе (в 1912 в нем обучались 436 чел., в 1916 — 492). При уч-ще действовали хор, клуб, библиотека. В одном из помещений в 1913—14 располагалась небольшая музейная экспозиция. В 1916—17 учащимися под рук-вом Н. Л. Нестеровича было выпущено 2 номера ж. «Первые шаги». Р. у. неоднократно посещали офиц. лица. Так, 5 февр. 1911 его осмотрел товарищ министра народного просвещения, сенатор Л. А. Георгиевский, на к-рого благоприятное впечатление произвело здание уч-ща («просторное и очень светлое»). 11 марта 1913 в уч-ще побывал оренб. губ. Н. А. Сухомлинов (см. Сухомлиновы), посетивший кроме классов гимнастич. зал, «где был встречен маршем, исполненным ученическим оркестром». В уч-ще работали мн. известные в городе учителя: Нестерович, В. К. Молчанов, П. К. Любченко, К. Н. Титов, М. В. Уразов и др. В 1913 мн. из них откликнулись на инициативу И. М. Крашенинникова (см. Крашенинниковы) создать в Чел. науч. об-во (см. Уральское общество любителей естествознания). Из учащихся впоследствии получили известность писатели Ю. Н. Либединский и В. Т. Юрезанский (Нос); журналист М. Д. Голубых; акад. В. С. Немчинов.