Реклама


Реклама, информация об объекте (физ. или юрид. лицах, товарах, услугах, идеях и начинаниях) для реализации потенциальных или реальных потребностей социального субъекта (отд. личности, группы людей, предпр., учреждения и т. п.); средство оповещения. Термин «реклама» по-разному трактуется в разных странах; напр., в США под Р. (advertising, publicity) понимаются рекламные объявления в СМИ и на уличных щитах. Для меропр., способствующих продажам, применяется термин public relations; рекламная деят-сть, направл. на интенсификацию отношений производителя с потребителем, обозначается др. термином — direct-marketing. В совр. рос. рекламной практике под Р. понимают как собственно рекламное информационное объявление (размещ. в СМИ, на щитах и т. п.), так и организацию выставок, ярмарок, проведение коммерч. семинаров, выпуск печатной и сувенирной продукции и др. средств стимулирования торг. деят-сти. Во времена средневековья широко использовалась устная Р. на ярмарках и базарах, позже — лубок и живописные вывески, с кон. 17 в. — конклюзии (зрелищная афиша, театр. программка и пригласит. билет) и печатные афиши. Наибольшее развитие Р. получила в эпоху капитализма. В 19 — нач. 20 в. претерпел эволюцию и лубочный жанр. Афиша и вывеска заняли ведущее место в торг. рекламе. Фирм. знак стал неотъемлемой частью Р. большинства рос. товаров. Появилась фотореклама, новые изделия начали экспонироваться на выставках. В советский период Р. была идеологизир. В наибольшей степ. развивалась кино-, полит. реклама, в меньшей — торг. В кон. 1970-х гг. при управлении торговли Чел. облисполкома (затем горисполкома) была создана первая профес. орг-ция — Агентство торг. Р., к-рое по договору с пром. и торг. предпр. готовило Р. для размещения ее в печатных и электронных СМИ. В 1990-е гг., с появлением первых негос. производств. формирований — кооперативов, Р. товаров и услуг заняла лидирующие позиции. Постоянными рекламодателями стали также биржи, банки, различные фонды, брокерские конторы. В 1991 в Чел. созданы специализир. рекламные агентства: «NB», «Крокус», «Восточные ворота», «Икар», РИФ (при газ. «Вечерний Челябинск») и др., занимавшиеся в осн. сбором, обработкой и публикацией объявлений. Возникла сеть рекламных отделов и агентств, к-рые стали активно заниматься пр-вом рекламных продуктов. Развивались полит., экон., культ.-досуговая, зрелищная, спорт. и др. виды Р. В 1992 началась специализация рекламных предпр. Агентство «Восточные ворота» по поручению Чел. гор. администрации разработало 1-й комплексный план развития Р. в Чел. «NB» приступило к выпуску рекламной газ. «Дело». Собств. рекламные службы появились на нек-рых крупных предпр.; агентства «Анди-постер» (ныне «Армада аутдор») и «Элефант» выдвинулись в лидеры в сфере наружной Р. Мощным толчком для развития рекламного рынка стала выставка рекламных технологий, прошедшая в Чел. в марте 1996. Мн. идеи, новшества, показ. на выставке и с успехом претвор. в жизнь, демонстрировались на фестивале Р. «Новый век», впервые провед. в Чел. в 1998. След. этап развития регион. Р. связан с созданием в 2000 некоммерч. партнерства «Челябинский рекламный совет» (учредители — общест. объединения и предпр., участвующие в рекламном процессе). Анализ показал, что за 10 лет рекламный рынок Чел. претерпел кардинальные изменения и достиг качественно нового уровня. Начав с простых объявлений в газетах, на радио и ТВ, специалисты по Р. перешли к ее комплексной подаче, с учетом социальных, психол., возрастных различий потребителей. Значит. возросло кол-во рекламных изд., радио- и телеканалов; совр. технологии способствовали созданию новых видов Р. На чел. улицах наряду с постерами появились призматроны, большие электронные видеотабло, динамич. Р. В вузах и колледжах области открылись ф-ты и отделения по подготовке специалистов по Р. Заметным вкладом в развитие рекламного бизнеса 1980—90-х гг. стала Р. иностр. компаний и фирм, открывших в Чел. и области свои магазины, представительства и производства. Рос. Р. нач. 21 в. значит. отличается от существовавшей ранее. В совр. об-ве Р. является синтетич. видом иск-ва (по определению М. С. Кагана): с помощью различных средств создаются многообразные формы Р., способные эффективно воздействовать на потребителей. Различают след. виды Р.: в СМИ (пресса, РВ и ТВ), печатная, аудиовизуальная, прямая почтовая, наружная, компьютеризир., сувенирная. Рассматривая маркетинговые коммуникации, совр. исслед. выделяют след. структурные элементы (этапы): Р., прямой маркетинг, public relations, стимулирование сбыта, брендинг, спонсорство, участие в выставках и ярмарках, интегрир. и неформальные вербальные маркетинговые коммуникации в местах продаж. Расширились функции Р.: от информативной (рассказ о новинке или о способах применения существующего товара, об изменении цены, описание оказываемых услуг, формирование образа фирмы) до увещеват. (формирование предпочтений, переключение внимания покупателя на продвигаемую марку, изменение восприятия свойств известного товара) и напоминающей (поддержание осведомленности о товаре; информирование о том, где его можно купить; удержание образа в памяти потребителей в период межсезонья и т. д.). Осн. сегменты рекламного рынка (в порядке уменьшения доли в структуре доходов от Р. в целом по России): ТВ (45%), пресса (ок. 30%), наружная Р. (ок. 20%), радио (ок. 5%). Совр. регион. рекламный рынок неоднороден. Осн. рекламные агентства сосредоточены в крупных городах, где проживает большая часть населения, здесь же проходят и меропр. по продвижению на рынок товаров и услуг. В границах самих городов рекламная деят-сть преим. сосредоточена в центр. деловых районах и вдоль важнейших автомоб. магистралей. Среди городов Урала по объему рекламного рынка Чел. (25,5 млн амер. долл. в 2004) занимает 2-е место после Екатеринбурга (ок. 60 млн амер. долл.), по рекламным площадям Чел. лидирует (83,9 тыс. м2 в дек. 2004). Осн. доля рекламных бюджетов в Чел. направляется в сферу наружной Р. (47%, или ок. 14 млн амер. долл.). Ок. 60% наружного рекламного рынка Чел. контролируют 3 компании: «Армада аутдор» (30%), «Карус» и «Elis» (по 15%). Они располагают собств. средствами наружной Р.: рекламными щитами (3×6 м), др. крупноформатными носителями, пилларами (конструкциями формата 1,4×3 м с 3 рекламными поверхностями) и др. Осн. товары и услуги, рекламируемые с помощью наружной Р.: пиво и безалкогольные напитки, бытовая электротехника и электроника, фирм. одежда и обувь, услуги сотовой связи и медицины, туристич. и банковские. Чрезмерное обилие наружной Р. снижает эстетич. ценность гор. среды, поэтому регулирование рекламного рынка становится насущной потребностью. С этой целью в июне 2005 в Челябинской обл. образована Чел. ассоциация наружной Р. и информ. На 2-м месте по затратам рекламодателей в Чел.— пресса (ок. 21% рынка, или 5,4 млн амер. долл.). Среди бесплатных рекламных изд. доминируют «Вабанкъ. Челябинск», «Соседи», «Челяба»; среди газет бесплатных объявлений — «Тумба» и «Из рук в руки». Из газет-телегидов, где также публикуется мн. рекламных объявлений, выделяются «Городской дилижанс» и «Телесемь», издается рекламный глянцевый ж. «Выбирай соблазны большого города». Среди общест.-полит. изд. доминируют «Челябинский рабочий» и «Комсомольская правда. Челябинск». ТВ занимает ок. 19% рекламного рынка Чел. (4,8 млн амер. долл.). Осн. медиапродавцы эфирного времени: «Видео-Интернешнл-Урал» (ок. 70% рынка; осуществляет эксклюзивные продажи на 8 каналах, в т. ч. на «Первом», «НТВ», «Россия», аудитория к-рых составляет более 64% общей числ. зрителей) и «Восточный экспресс». Доля радио на рекламном рынке Чел. минимальна — ок. 13% рекламных сборов (3,3 млн амер. долл.). В формате FM работают 17 радиостанций: 11 моск. и 6 местных. Наибольшие аудитории у радиостанций: «Русское радио», «Русское радио. Челябинск», «Динамит FM», «Радио “Шансон”» и «Европа Плюс» (53%). Самый крупный производитель и вещатель радиорекламы — радиохолдинг «Радио “Континенталь”». Информационной компании «Медиа-Центр» — владельцу 31-го канала на ТВ — принадлежит право вещания в Чел. программ радиостанций «Динамит» и «Эхо Москвы». Компания «Тринити», к-рая транслировала в Чел. передачи телевизионного канала «ТНТ», приобрела право на ретрансляцию программ радиостанций «Европа Плюс» и «Ретро FM». Владелец радиостанций «Народный хит» и «Абсолютное радио» — фирма «Уралсвязьинформ». Поскольку возможности по дальнейшему насыщению Р. терр. городов и эфирного времени фактически исчерпаны, прогнозируется рост цен на такие услуги и доходов рекламодателей. Перспективы рекламного рынка в Чел. и области будут зависеть как от развития местного бизнеса, так и от появления в Чел. подразделений и филиалов федеральных и иностр. компаний. Складывающаяся в нек-рых отраслях экономики Чел. обл. острая конкурентная обстановка, появление на Южном Урале межрегион. компаний и брендов повлекут за собой активизацию рекламной деят-сти. Осн. круг рекламодателей по-прежнему будут составлять предпр. ср. и малого бизнеса.