Русская истинно православная церковь


Русская истинно православная церковь (РИПЦ; «катакомбная церковь», тихоновцы), одно из консервативно-традиционалистских направлений в отеч. православии. Обладает нек-рыми идеологич. и организационными особенностями: последоват. консерватизмом, ориентацией на монархич. идеалы и ценности; малочисленностью епископата; принципиальным отказом от молитв. общения, богослужебных контактов с иерархами (рук-вом) Моск. патриархата Русской православной церкви, к-рой ставилось в вину игнорирование канонов апостольской преемственности. Гл. принцип РИПЦ — «хранение чистоты Истинного Православия и внутренней свободы Церкви от разрушительных влияний стихий мира сего». Управляющий орган — Архиерейский синод. В советское время РИПЦ не признавала внутр. политику гос-ва, в т. ч. по отношению к православию, верующим; отрицала компромисс с властью и социально-полит. устройство гос-ва (призывала к бойкоту выборов в Советы деп., отказу от вступления в колхозы, учебы детей в светской школе и т. п.). Такая идеологич. непримиримость с Сов. властью обусловливала нелегальность РИПЦ и ее религ. деят-сти, приводила к спонтанному формированию различных направлений внутри самой церкви. Светские религиоведы относят возникновение РИПЦ к 1921—25, когда в Свято-Даниловом монастыре (Москва) стал действовать т. н. «параллельный Синод», руководил к-рым архиеп. Феодор (Поздеевский). По мнению большинства церк. историков, РИПЦ сформировалась после 1927. Одной из причин появления данной религ. структуры стало полн. неприятие проявлений лояльности к сов. гос. органам власти со стороны зам. местоблюстителя патриаршего престола митр. Сергия (Страгородского) и части духовенства. Усугубило положение протестное заявление (лето 1927) архиереев (по разным сведениям, от 17 до 26 чел.), находившихся в заключении на Соловецких островах. Поводом для организационного отделения РИПЦ от Моск. патриархата РПЦ стала публикация декларации митр. Сергия с призывом к верующим и духовенству быть лояльными к Советской власти. Часть верующих осталась на антисов. позициях и выступила против декларации. В сентябре 1927 духовным лидером религ. оппозиции, т. н. Ленингр. автокефалии, стал митр. Иосиф (Петровых). Последователи его назывались иосифлянами. Др. попытка создания орг. центра РИПЦ, по сведениям нек-рых светских историков, относится к 1928, когда в марте — авг. состоялся т. н. «кочующий собор» (большинство церк. историков отрицают факт его существования), получивший свое назв. из-за постоянной смены мест встречи духовенства в связи с реальной опасностью репрессивных мер со стороны органов ОГПУ. В нем участвовали уполномоч. представители 30 епископов, т. к. сами иерархи не могли прибыть из-за адм. ограничений. Итоговый документ объявлял сторонников митр. Сергия, «обновленцев» и общающихся с ними еретиками и отлучал их от церкви; определял священство РПЦ и совершаемые ими таинства как безблагодатные. Состоявшийся в 1937 в г. Усть-Куте собор священников и иерархов РИПЦ подтвердил свое отрицат. отношение к Советской власти. Несмотря на репрессии 1930—70-х гг., РИПЦ смогла сохранить свои общины в различных регионах СССР, в т. ч. на Южном Урале, оказывая определ. влияние на духовную жизнь правосл. мирян. Сведения о деят-сти РИПЦ во 2-й пол. 20 в. фрагментарны и осн. на устных воспоминаниях. Известно, что единого орг. центра сформировать не удалось, существовали разрозн. течения: андреевцы (по имени архиеп. Уфим. Андрея, кн. А. А. Ухтомского); федоровцы [по имени воронежского монаха о. Федора (Рыбалкина); среди организаторов также еп. Алексий (Буй)]; кирилловцы (по имени митр. Казанского Кирилла) и др. Огд. группы последователей РИПЦ были на Алтае, Урале, в Сибири. В 1970—80-х гг. часть общин РИПЦ (одна из них действовала в Златоусте) перешла в подчинение Архиерейскому собору Русской православной церкви за границей (РПЦЗ). Незначит. число верующих переориентировалось на Истинно-правосл. церковь Греции [архиеп. Афинский Авксентий; до нач. 1990-х гг. эти рос. общины возглавлял еп. Гурий при поддержке схимонаха Епифания (Чернова)]. Получила известность т. н. Геннадиевская ветвь [по имени митр. Геннадия (Секача)], к-руто позднее возглавил схимитрополит Феодосий (Гуменников). Изолированностью общин РИПЦ объясняется и такое широко распростран. в этой церкви явление, как самозванство. Напр., в кон. 1990-х гг. провозгласил себя архиепископом Моск. и Каширским, а позднее патриархом Лазарь (Васильев). С целью объединения своих сторонников в нояб. 2004 митр. Рафаил (Прокофьев), возглавивший др. группу, провел 2-ю сессию Поместного собора РИПЦ, представлявшего, по данным ее лидеров, ок. 100 зарегистрир. и незарегистрир. общин, 200 священников и монашествующих. На Южном Урале последователями РИПЦ стали священники и миряне, выступившие после Окт. 1917 против Сов. гос-ва, позже содействовавшие репрессиям по отношению к сов. работникам, красноармейцам, коммунистам. Так, священники М. Д. Громогласов и Аманацкий в янв. 1918 колокольным звоном и торжеств. молебном встречали в Верхнеуральске атамана А. И. Дутова как «освободителя от ига большевиков». Во время нахождения в городе частей белой армии проводили благодарств. молебны, организовывали сбор средств для солдат и офицеров. Активизация деят-сти тихоновцев произошла в 1920—21, в период повстанческого движения в Чел. губ. Известны факты проведения в нек-рых уездах (напр., в Курганском) крестных ходов, молебнов в поддержку восставших. Неприятие Советской власти как «власти антихриста» стало одним из отличит. признаков будущих «катакомбников». Их местным духовным лидером был священник Д. Ф. Неаполитанов (приговорен к расстрелу в апр. 1921), затем А. М. Альбокринов и др. В Троицке в 1923—25 действовал еп. Николай (Н. Амасийский). В 1930-е гг. духовным лидером «катакомбников» на Южном Урале (существовали небольшие самостоят. общины на территории нынешних Петуховского, Шадринского, Куртамышского р-нов Курганской обл.) стал схиепископ Петр (П. Т. Ладыгин). В 1920—40-е гг. тайно совершали церк. обряды священники В. Агафонов, И. Остапчук. В послевоен. годы Чел. обл. посещали странствующие священники РИПЦ из Омска, Новосибирска; с кон. 1950-х до сер. 1970-х гг. в Чел. и области, по воспоминаниям верующих, постоянно проживал иеромонах Иннокентий. Почти за 80 лет нелегального существования РИПЦ произошло значит. сокращение кол-ва верующих как в стране, так и в области (в Чел. в настоящее время ок. 150 последователей РИПЦ). РИПЦ 1990-х гг. (организационно оформилась в 1993) — легально действующее на территории России религ. объединение во главе с духовным лидером архиеп. Лазарем (Журбенко), тайно рукополож. в епископа «катакомбной» церкви (при содействии РПЦЗ) в 1982. После его кончины (2005) РИПЦ возглавил архиеп. Омский и Сиб. Тихон (Пасечник). В РИПЦ действует 6 епархий: Одесско-Тамбовская (при ней создано пастырское уч-ще им. Св. праведного Иоанна Кронштадтского), Черниговско- Гомельская, Черноморско-Кубанская, Новгородско-Тверская, Омско-Сиб. и Варненско-Семиреченская (Казахстан). В 1933 последователи РИПЦ в Чел. сформировали общину, получившую назв. «Приход храма во имя Архистратига Божия Михаила». С марта 2001 она действует в статусе религ. группы, объединяет ок. 50 верующих (до 2003 предс. приходского совета Е. В. Лобанов; с 2003 — Д. И. Бондаренко). До 2001 местная община входила в структуру Ишимской и Сиб. епархии РПЦЗ, затем стала приходом Урал. благочиния Омско-Сиб. епархии РИПЦ. К 2002 сформировалась еще 1 группа последователей РИПЦ — приход часовни во имя Св. праведного Иоанна Шанхайского Чудотворца (предс. приходского совета иеродиакон Никон). Религ. группы действуют в рамках федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» (1997). 17 мая 2007 (в день Вознесения Господня) был подписан акт о канонич. общении РПЦ с РПЦЗ патриархом Моск. и всея Руси Алексием II и митр. Лавром (В. М. Шкурла; 1.01.1928—16.03.2008), состоялось воссоединение двух церквей.