Рынок труда


Рынок труда, система экон. отношений, к-рые складываются между субъектами, формирующими рабочие места (определяют кол-во и качество рабочих мест, условия их получения), и субъектами, претендующими на них; важнейший компонент рыночной экономики, представляющий собой сферу товарного обмена и использования рабочей силы. В условиях рыночной экономики 3-м партнером является гос-во, различными способами регулирующее отношения на Р. т., обеспечивая т. о. необходимое социальное равновесие. На Р. т. осуществляется взаимодействие работника и работодателя, происходит согласование спроса и предложения рабочей силы. Здесь определяются условия найма работника, уровень оплаты труда, возможности получения или продолжения образования, профес. продвижения; обеспечиваются гарантии занятости. На состояние Р. т. влияют как собственно экон. условия, так и социально-экон. политика гос-ва, имеющая в качестве основополагающей цели занятость населения. Активные меры гос-ва и работодателей способны сократить структурную безработицу, прежде всего путем содействия в поиске рабочего места, поддержания непрерывного контакта безработных и ищущих работу граждан с органами занятости и одноврем. улучшения или видоизменения их труд. навыков. Образование совр. Р. т. началось в 1991 с принятием закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации». В нем впервые зафиксировано право рос. граждан распоряжаться своими способностями к производств. и творч. труду и определено право собственности на свою рабочую силу в полн. объеме (владение, распоряжение, использование). Разработка и реализация программ, касающихся Р. т., находятся в ведении обл. службы занятости населения. Информирование населения и работодателей о Р. т. области, имеющихся вакансиях обеспечивает отдел по информационной работе и связям с общественностью Главного управления занятости населения по Челябинской обл. (ГУЗН). Создана сеть специализир. информационных залов (функционируют в 38 гор. и районных центрах занятости населения) и справочнодиспетчерских служб с соответствующим технико-технолог. обеспечением (используются дистанционное обучение, электронная почта, Интернет). На собств. сайте ГУЗН размещены информ. об услугах службы занятости и различные консультационно-справочные мат-лы. Создана также презентационная страница ГУЗН по Челябинской обл. на сайте «Визитная карточка Челябинской области». С февр. 1992 ежемесячно выходит газета ГУЗН «Человек и работа». Большую роль в информационной деят-сти на Р. т. играют массовые меропр., регулярно проводимые специалистами службы занятости: «Дни защиты от безработицы», «Дни открытых дверей», «Ярмарки учебных и рабочих мест» и др. Особое место в этой системе занимают ежегодные информационные акции «Дни службы занятости», к-рые проходят во всех городах и районах области. Специалисты службы встречаются с работодателями, представителями органов власти, безработными, а также ищущими работу гражданами, выпускниками учебных заведений; на месте устанавливают контакты, подписывают договоры, выдают направления на работу.