Арагон


Арагон

Арагон (Aragon) Луи (3.10.1897, Париж — 24.12.1982, там же), франц. писатель, полит. и общественный деятель, участник 1-й мировой войны и франц. Сопротивления в годы 2-й мир. войны, лауреат междунар. Ленинской пр. «За укрепление мира между народами» (1957). С 1915 учился на мед. ф-те в Париже. С 1917 участвовал в 1-й мир. войне санитаром. Стихи начал писать в 1917. В нач. 1920-х гг. примкнул к дадаизму (модернистскому лит.-художеств. течению; сб. стихов «Фейерверк», 1920), позднее — к сюрреализму (провозгласившему источником иск-ва сферу подсознания; роман «Парижский крестьянин», 1926). В дальнейшем творчество А. развивалось в направлении к реализму. А. был чл. Франц. коммунист. партии (с 1927), убежд. сторонником социалист. преобразований. Поддерживал отношения с сов. деятелями культуры: В. Маяковским (1928), М. Горьким и др. Осенью 1930 вместе с женой Э. Триоле приезжал в Харьков на 2-ю Междунар. конф. рев. писателей. Работал корр. «Юманите», сотрудничал в «Издательском товариществе иностранных рабочих в СССР». Побывал почти на всех крупнейших стройках 1-й сов. 5-летки, в т. ч. на стр-ве ММК. По возвращении во Францию А. заявил, что «вернулся из СССР совсем другим человеком... автором “Красного фронта”, а не “Парижского крестьянина”... понял, что главная задача человека и поэта — воспевать славу нового мира». В 1932 в составе делегации заруб. писателей вновь посетил Юж. Урал. Побывал в Чел., Златоусте, Магнитогорске. Встречался со строителями, металлургами, горняками, энергетиками, с детьми в пионерском лагере. А. авт. ст. «За социалистический реализм» и первых крупных произв. заруб. поэзии, посв. стр-ву социализма в СССР, — поэмы «Красный фронт» (1931), написанной после 1-й поездки в СССР, поэмы «Ура, Урал!» (1934), ставшей творч. результатом 2-й поездки на Урал. В этой поэме в противовес сатирически сниж. образу капиталиста А. создал собират. образ рабочего человека, преобразующего мир. Центр. место в поэме занимает гл. «Магнитогорск»; осн. ее части («1929 год», «1930 год», «1932 год») отражают этапы стр-ва. Стих. «Вальс Челябтракторостроя» посв. труд. энтузиазму молодых строителей ЧТЗ (т. н. бетонным вечерам). В годы 2-й мир. войны А. был одним из организаторов движения Сопротивления (1940—44), сотрудничал в подпольной газ. «Летр франсез». В сб-ках стихов «Нож в сердце» (1941), «Глаза Эльзы» (1942), «Паноптикум» (i943), «Французская заря» (1945), сб. рассказов «Падение и величие французов» (1945) и др. нашли отражение патриотич. и антифаш. настроения. А. авт. книг документ. прозы «Человек-коммунист», цикла «Реальный мир», поэмы «Глаза и память» (1954), представляющей собой поэт. осмысления путей развития человечества, лироэпич. поэмы «Неоконченный роман» (1956), посв. полит. событиям 20 в., романа «Страстная неделя» (1958), центр. проблемой к-рого является предназначение художника, поэмы «Поэты» (1960), эксперимент.-лирич. романов «Гибель всерьез» (1965) и «Бланш, или Забвение» (1967), ряда книг и статей по проблемам совр. лит-ры. А. занимался популяризацией во Франции сов. лит-ры; его кн. «Советские литературы» (1955) посв. многонац. культуре союз. республик. А. был чл. ЦК Франц. коммунист. партии, чл. Всемирного Совета Мира.