Баруди


Баруди

Баруди [аль-Баруди; псевд., наст. имя Галимджан Мухамматжанович Галиев (Алимджан бине Мухаммаджан); 2(15).02.1857, дер. Малые Ковали Ковалинской вол. Казанского уезда — 6.12.1921, Москва), религ.-полит. деятель, муфтий. В 1860 отец, купец 2-й гильдии, привез семью в Пороховую сл. Казани (поарабски «баруд» — «порох»). Отец был гласным гор. думы Казани, основателем предпринимав династии Галиевых, известным благотворителем. С 5 лет Б. учился в медресе при 2-й соборной мечети Казани у Нургали ал-Баруди и у Салахутдинахазрета. Обучение по мусульм. догматике, философии, логике и светским наукам продолжалось до 1874; Б. знал узбекский, киргизский, казахский, свободно владел арабским, персидским, тур., уйгурским яз. В 1874 Б. 2 мес прожил в Троицке, где проповедовал его духовный наставник З. Х. Расулев. В 1875—82 учился у лучших туркестанских ученых в бухарском медресе Мир-и Араб. Из Бухары вывез 40 пуд книг и рукописей стоимостью 5—6 тыс. руб. С 1882 Б. имам 5-й соборной мечети Казани; одноврем. работал в медресе, осн. в том же году его отцом и впоследствии названном его именем «Мухаммадия». В 1886 Б. совершил хадж. Посещение Турции, Египта, Саудовской Аравии и встречи с учеными и религ. деятелями этих стран оказали решающее действие на его мировоззрение. За короткое время стал признанным идеологом обновленч. движения — джидаизма. Вместе с родоначальником реформаторства в России — Исмаил-беем Гаспринским и Расулевым — Б. приложил мн. сил для освобождения мектебов и медресе от схоластики и догматизма; в 1891 слоговой метод обучения был полностью заменен на букв.-звуковой. Пед. воззрения Б. были близки к взглядам Л. Н. Толстого и К. Д. Ушинского. «Мухаммадия» постепенно стала самым крупным исламским уч. заведением России с 12-летним циклом обучения и европ. системой образования. Б. написал и издал учебники: азбуку «Савадхан» («Прилежный ученик», с 1891 по 1918 переиздавались 12 раз тиражом от 3 тыс. до 10 тыс. экз.), «Намунан хисаб» («Учебник арифметики», неск. изд.), «Саде банди» («Нравоучение»), арабско-персидско-тат. словарь, «Арабскую грамматику», к-рая не утратила своего значения до сих пор, «Начало просвещения в вопросах и ответах» (18 изд.) и др. Работы по религии выходили в цикле «Магариф исламия» («Исламское просвещение»), распространялись среди мусульман Туркестана, Урала, Кавказа и Сибири. Свои идеи Б. пропагандировал через ж. «Ад-дин ва ал-адаб» («Религия и воспитание»), где он был и редактором, и осн. автором (1906—08, 1913—17). В 1890 Б. вместе с супругой Бибимагруй открыл школу для женщин «Магруй абыстай»; в 1907 организовал пед. курсы для переподготовки учителей мектебов и медресе Казанской, Уфим. и Оренб. губ. Нововведения Б. получили неоднозначную оценку. По доносу он был сослан на 2 года в Вологодскую губ. Через 4 мес добился разрешения на выезд за рубеж и через Европу и Хиджаз прибыл в Сирию, где отбыл до конца 2-летнюю ссылку. В 1912 был восстановлен в должности имам-хатыба. Активно распространял тарик — учение суфийского братства Накшбандийа. Б. стоял у истоков партии «Иттифак ал-муслимин» («Союз мусульман»), участвовал в работе 2-го и 3-го съездов мусульман России (янв., авг. 1906, Москва). На 3-м съезде был избран чл. президиума, предс. комиссии по реорганизации Духовного управления мусульман, чл. ЦК. На 1-м Всерос. мусульм. съезде в Москве (май, 1917) был заочно избран предс. Оренбургского магометанского духовного собрания (ОМДС) и муфтием. Б. стал первым легитимным лидером рос. мусульман, избр. на альтернативной основе. На 2-м Всерос. съезде ОМДС (переим. в ЦДУМ — Центр. духовное управление мусульман Внутр. России, Сибири и Казахстана) Б. возглавил Духовное ведомство в созданном Милли идара (Нац. культ. автономии мусульман — тюрко-татар Внутр. России и Сибири). Выступал за отделение религии от гос-ва. 13 апр. 1918 Нац.-культ. автономия была запрещена, мн. ее чл. арестованы, финансы конфискованы. Благодаря авторитету Б. Духовное управление Милли идара сохранилось. С целью объединения мусульман, стр-ва мечетей и медресе Б. посетил Ср. Азию, Казахстан и Сибирь. Пытался урегулировать разногласия по нац. вопросу между башкирами и татарами, добивался реального выполнения большевиками своих обещаний об уважении мусульм. религии и улучшения отношений России с мусульм. странами. В 1920 свою уник. библиотеку передал в дар Тат. АССР (хранится в библиотеке Казанского ун-та, частично в библиотеке С.-Петерб. ун-та). Умер Б. в Москве, где находился по делам помощи голодающим Поволжья и Урала. Похоронен в Казани.