Челинцова Валентина Николаевна


Челинцова (Челинцева) Валентина Николаевна [15(28).02.1906, г. Хвалынск Саратовской губ.— 18.09.1981, Москва], художник-график, живописец, скульптор, педагог, член СХ СССР (1936). Жена М. А. Леженя. Увлекалась иск-вом с детства (дед был художником-любителем). В 1921—24 училась в пед. техникуме Хвалынска. Участвовала в постановках ученич. спектаклей. В 1923 познакомилась с А. Л. Яворской, к-рая через Н. К. Крупскую содействовала поступлению Ч. в Саратовский художеств. техникум (1924). В 1927—31 Ч. училась на графич. ф-те Ленингр. АХ (учителя: Е. Е. Лансере, В. М. Конашевич, Д. И. Митрохин); окончила учебу в Москве, куда был переведен ф-т. В Чел. с 1931. Работала художником-оформителем на ЧТЗ (участвовала в проектировании праздничного оформления и иллюминации корпусов завода к его открытию в 1933), затем в Чел. книжном изд-ве (позднее ЮУКИ). В 1936 приняла участие в создании Челябинской организации Союза сов. художников, стала одним из первых ее чл. Участвовала в выставках, вела студию повышения квалификации в ЧОСХ. Совм. с Н. Емельяновой выполнила рис. к детской кн. «Окся-труженица». В 1960—70-е гг. сотрудничала со столичным изд-вом «Детская литература» (выполнила художеств. оформление св. 30 книг); в 1930—50-е гг.— со Ср.-Урал. книжным изд-вом в Свердловске. Всего оформила 50 книг. В книжной графике продолжала традиции своих учителей. Владела различными техниками (акварель, гуашь, пастель, темпера). В 1960—70-е гг. экспериментировала в офорте, акватинте, др. печатных техниках. Работала в графич. мастерской академич. дачи «Челюскинская». Вовлекла в творч. работу над гравюрой мн. художников Чел. (К. А. Соколов, А. А. Соловьёва, Н. Я. Третьяков, Н. И. Черкасов). С юности увлекалась скульптурой, в зрелые годы работала в камне, дереве. При создании живописных работ 1950—70-х гг. использовала акварель и масло. Автор портретов, пейзажей, лирич. и монумент. картин-гобеленов (в к-рых прослеживается влияние традиций символич. картин-панно В. Э. Борисова-Мусатова, земляка Ч.). В 1950— 60-е гг. вела студию рис. и живописи при Чел. филиале СА. В 1971 выехала в Саратов, где в 1972—80 работала над главами кн. «О симфонизме в композиции картины» (рукопись хранится в АХ СССР). Посетила Румынию (1960), Францию (1962), Самарканд (1967); много ездила по стране, накапливая впечатления для оформления книг. Персон. выставки Ч. состоялись в Чел. (ЧОКГ; 1961, 1997), Москве (1963), Хвалынске (1971, 2006), Саратове (1972, 1973, 1977, 1983, 2006), Куйбышеве (1978).