Шафы


Шафы, немецкие оружейники. Вильгельм Николаус (1774 — дата смерти неизв.), художник-гравер, мастер вытравки и позолоты клинков, и его сыновья Людвиг (1790 — 4.02.1788, г. Бармен, ныне Вупперталь, Германия — 13.04.1855, Санкт-Петербург), Фридрих (1795 — дата смерти неизв.) и Иоганн (1798 — дата смерти неизв.), уроженцы Эльберфельда, прибыли в Златоуст 1 апр. 1815. Работали в позолотной мастерской Златоустовской оружейной фабрики, в числе др. немецких мастеров. Людвиг, как и отец, был художником-гравером, мастером вытравки и позолоты клинков; Иоганн и Фридрих — мастерами лакирования и отделки ножен. На Златоуст. ф-ке Ш. внедряли свой способ декора клинков (рис. гравировался, затем вытравливался; фон, закрытый слоем защитного грунта, оставался не тронутым кислотой) и свой способ золочения рис. особым составом. Для их манеры украшения клинков была характерна композиционная разобщенность декора. На голоменях клинка гравировались отд., не связ. друг с другом по смыслу рис. (цветы, лавровые ветви, птицы, боевые шлемы, венки, барабаны, корзины с плодами и т. д.). Излюбл. мотивами Ш. были композиции, включавшие изображения скрещ. копий, мечей, щитов в сочетании с амурами и лавром. Вильгельм и Людвиг до нач. 1818 были единств. специалистами, украшавшими клинки на Златоуст. ф-ке. Изготовили 3 сабли, предназнач. для поднесения Государю Императору в 1818 и украш. композициями: «Победа Российским воинством над турками», «Изгнание неприятеля из пределов России», «Родомысл и Геркулес, увенчанный лаврами». За приготовление этого оружия получили в награду по 500 руб. В 1816—23 украсили неск. сотен жалов. и подарочного оружия (значительная часть хранится в крупнейших музеях страны). Согласно контракту, заключ. на 10 лет, Ш. обучали своему иск-ву рус. мастеров (среди их учеников: И. Н. и Е. Н. Бушуевы; Ф. А., П. А. и М. А. Тележниковы; И. Бояршинов и др.). Пользовались своим клеймом. В 1823 из Златоуста выехали в С.-Петербург, где в 1824 открыли мастерскую по изготовлению и украшению холодного оружия (в т. ч. наградного и почётного оружия). Заготовки для изделий нередко приобретали на Златоуст. ф-ке, в обмен делились новыми технолог. разработками в области украшения. Мастерская Ш. существовала до 1917, изделия пользовались спросом. Клинки с автографами Ш. хранятся в Гос. Эрмитаже, Ист. музее и др. музеях. В коллекции Златоуст. музея в числе др. работ Ш. хранится памятный клинок с назв. городов от Москвы до Парижа, через к-рые проходила рус. армия, преследуя Наполеона (см. также Златоустовская гравюра на стали).