Шефер Генрих Георгиевич


Шефер Генрих Георгиевич [Генрих Егорович; ок. 2(14).11.1866, с. Голый Карамыш Саратовской губ.— 31.12.1927, Усть-Катавский завод, ныне г. Усть-Катав], инженер-механик, организатор производства. Из поволжских немцев. Окончил реальное уч-ще в г. Камышине Саратовской губ. (1886), механич. отделение Рижского политех. ин-та (1892). Занимался ремонтом и установкой муком. мельниц в районе нем. поселений Саратовской губ. (1892—95). В 1895—96 инженер-конструктор строит. отдела управления Рязанско-Урал. ж. д. в Саратове. В 1896 приехал в Калугу. Пом. мастера, мастер кузнечного и литейного цехов мастерских Сызранско-Вяземской ж. д. С 1900 управляющий Черепетского чугуноплавильного завода (Тульская губ.). С 1902 техн. дир. Мышегского чугуноплавильного и литейного завода (Калужская губ.). С 1906 на Усть-Катавском вагоностроит. и железоделат. заводе (ныне Усть-Катавский вагоностроительный завод): управитель завода, техн. дир., гл. дир. (1910—16). В период деят-сти Ш. на заводе был налажен выпуск пас. и товарных вагонов разных модификаций, ж.-д. платформ, запасных частей к ним. Введен ряд техн. усовершенствований: установлены экономайзер и искусств. тяга в центр. котельной (что дало экономию топлива на сумму ок. 20 тыс. руб. в год); на основе сдвоенной стационарной паровой машины (мощность 400 л. с.) сконструирована машина, осуществлявшая двойное расширение пара; в механич., литейном и части сборочных цехов внедрена технология понижения давления пара при прохождении через сужение. По проекту Ш. водоспуск плотины в поселке был перестроен в ж.-б., на заводе была создана центр. гидравлич. станция (вместо водяных колес и турбин устаревшей конструкции изготовлены 2 горизонтальные турбины Френсиса по 200 л. с. каждая). Под рук-вом Ш. впервые проводились опыты по резке и сварке железа ацетиленом, возведен ж.-д. мост через р. Юрюзань (Франц, мост). Ш. выступал за смягчение существовавшей на заводе системы штрафов, способствовал пересмотру размера оплаты тяжелого труда. В 1915 входил в Уфим. губерн. присутствие по фаб. и горнозаводским делам. В 1916 подал в отставку из-за разногласий с Петрогр. правлением Юж.-Урал. металлург. об-ва (чл. к-рого обвинили Ш. в «излишне лояльном отношении к рабочим»). Перед отъездом получил в подарок от рабочих и служащих завода золотые часы и благодарств. отзыв. В 1916—19 управляющий Благовещенского обозного и с.-х. завода Уфим. земства. В 1920—27 техн. рук. Усть-Катавского вагоностроит. завода. Наладил выпуск запчастей (для Самарской, Пермской и др. ж. д.), пас. вагонов 3-го класса, 2-осных крытых вагонов и грузовых платформ грузоподъемностью 20 т. Разработал проекты висячего пешеходного моста через р. Катав, канатно-проволочной передачи от гидравлич. станции к прокатному стану, ж.-б. водоспуска плотины Благовещенского завода, плотин Саткинского и Кусинского з-дов, рабочих колес водяной турбины завода «Пороги». Участвовал в устранении последствий наводнения в Усть-Катавском заводе (1922). Летом 1927 приглашен на Златоуст. заводы и на Кр. Ключ (на р. Уфе) для проведения экспертизы, связ. с установкой гидравлич. силовых устройств.