Вольховский Валерий Аркадьевич


Вольховский Валерий Аркадьевич (16.12.1938, Николаев, Украинская ССР — 26.09.2003, Воронеж), актер, режиссер, общественный деятель, народный артист РФ (1993), лауреат Государственной премии России (1999; за вклад в иск-во для детей и юношества), Гос. пр. им. К. С. Станиславского (1985). В 1958 работал в Симферопольском театре кукол. Окончил Ленингр. гос. ин-т театра, музыки и кинематографии (ЛГИТМиК; 1964), Высшие режиссерские курсы при ГИТИСе (1970). Работал в театрах кукол Тамбова (1964—65), Харькова (1965—66), Белгорода (1966—71), Орла (1972—75), Брянска (1975-77). В 1977-87 гл. режиссер Челябинского театра кукол. В. один из режиссеров-кукольников, изменивших традиционное представление о театре кукол и его сценич. пространстве: «Вокруг кукол, масок, а главное — вокруг человека завязывается среда... в систему кукол входит человек» (И. Уварова). На чел. сцене В. поставил спектакли по произв. Ж. Ануя, А. де Сент-Экзюпери, Б. Брехта, Н. В. Гоголя, К. Чапека; нек-рые из них, начиная с первого («Соломенный жаворонок», фантазия на тему древнерус. фольклора В. Новацкого и Ю. Фридмана, 1977), получили известность в стране и за рубежом. В 1979 театр В. стал дипломантом Междунарного фестиваля в Шарлевиль-Мезьере (Франция). Спектакль «Мертвые души» по Гоголю получил Гран-при и диплом за лучшую режиссуру на Междунар. фестивале в г. Печ (Венгрия). Большинству спектаклей В. присуща острота постановки этич. проблем. «Процесс над Жанной д’Арк. Руан. 1431 год» (инсценировка по Аную, Б. Шоу и Г. А. Панфилову) посв. проблеме личной ответственности человека за происходящее. «Карьера Артуро Уи, которой могло не быть» Брехта — спектакль-предупреждение («Еще плодоносить способно чрево, которое вынашивало гада»). В «Маленьком принце» сильны лирич. начало, боль за человека с ранимой душой. Спектакль «Соловей и император» по пьесе В. Синакевича посв. конфликту подлинного иск-ва и власти. Для детей В. поставил: «Бука» М. Супонина, «Мы играем в Чебурашку» Э. Успенского и Р. Качанова, «Краса Ненаглядная» Е. Сперанского, «Два мастера» Ю. Елисеева, «Белоснежка и семь гномов» Л. Устинова и О. Табакова, «Приключения Незнайки» Н. Носова, «Золотой цыпленок» В. Орлова, «Аистенок и Пугало» Л. Лопейской и Г. Крчуловой. Спектакль «Аистенок и Пугало» привлекал и детей, и взрослых зрителей. В. сочетал качества организатора и педагога. На базе Челябинского театра кукол проходили стажировку художники и режиссеры разных театров, практику — студенты Харьковского театр. ин-та и ЛГИТМИК. В 1979 работала лаборатория художников и режиссеров театров кукол Урала и Западной Сибири (творч. мастерская авангардистов-кукольников). Пять фестивалей театров кукол Урал. зоны (1973, 1975, 1979, 1982, 1985) определили направление развития иск-ва этого жанра. В. был президентом Рос. центра Международной ассоциации деятелей театров кукол. С 1987 В. жил и работал в Воронеже, поддерживал творч. связи с Челябинском.