Автомобильные магистрали и дороги


Автомобильные магистрали и дороги, трансп. пути с комплексом сооружений для обеспечения движения автотранспорта. По терр. Чел. обл. проходят автодороги общегос. (напр., Уфим. тракт), обл., местного и ведомств. значения. Автомоб. дороги высшего класса, обеспечивающие массовое скоростное движение автомобилей (автомагистрали), мало развиты. К таковым можно отнести нек-рые трансп. развязки и коммуникации Чел. В 1960 общая длина автодорог с твердым покрытием в области составляла 1205 км, в 1980 — 7700, в 2000 — 13 971 км. Столь существ. рост связан со значит.капиталовложениями, сдел. в развитие дорожного х-ва региона во 2-й пол. 20 в. На кон. 2000 уд. вес дорог с усовершенств. покрытием составил почти 73%. Об уровне обеспеченности терр. области автомоб. дорогами можно судить по показателю плотности (густоты) автомоб. дорог общего пользования с твердым покрытием (в километрах на 1000 км2). В 1970 он составлял 44 км на 1000 км2, в 2000 — 91,7 км на 1000 км2. На нач. 2000 величина показателя в ср. по России составляла 31 км на 1000 км2, а в ср. по Урал. экон. району — 91 км на 1000 км2 (см. табл.). Густота автодорог тесйо коррелирует с уровнем хоз. освоенности терр. и плотностью населения. Наиб. густая сеть автодорог сложилась в крупных городах и их пригородных зонах. В перспективе следует ожидать развития т. н. разводящей сети автомоб. дорог. Качество автодорог определяется характером дорожного покрытия, их пропускной способностью, характером трассы, наличием или отсутствием вдоль дорог обслуживающей инфраструктуры. В последние годы в области значит.возросло кол-во АЗС, привяз. к осн. автодорогам. Уфим. тракт становится крупным сосредоточением предпр. торг. и сервисных функций. По-видимому, в ближайшей перспективе усилится роль автодорог, связывающих Карталы, Магнитогорск, Троицк, Чел. с соседними адм. единицами Казахстана. Примыкающие к наиб. напряж. трассам земли загрязнены различными техногенными ингредиентами сверх допустимых пределов. На таких землях целесообразно создавать озелен. сан.-защитные зоны. (См. также Дорожное строительство.)