Безработица, социально-экон. явление. Характерно для периодов экон. кризисов и последующих депрессий, сопровождающихся резким сокращением спроса на рабочую силу. На уровень и масштабы Б. влияют структурная перестройка экономики, диспропорции ее развития, внедрение новой техники и технологий. В истории Челябинской области, как и страны в целом, периодов с высоким уровнем Б. было неск. В нач. 20 в. Б. усиливалась в периоды рев-ций, Гражданской войны, демобилизации пром-сти. К гос. мерам борьбы с Б. можно отнести создание бирж труда. Одна из первых бирж в стране была открыта в Троицке в 1917. Пик ее деят-сти пришелся на 1919—22. В 1920-е гг. только части безработных (ок. 20%) гос-во в состоянии было платить материальные пособия, обеспечивать бесплатным питанием, освобождать от оплаты квартиры. В помощь гос-ву подключались профессиональные союзы. Они привлекали безработных к занятиям на курсах повышения квалификации, в школах ФЗУ, создавали коллективы для врем. общест. работ, оказывали материальную помощь из проф. касс для безработных. По данным ОГАЧО, в Чел. в 1921—23 было зарегистрировано 8802 безработных, из них 2594 — женщины. Развернувшиеся в Уральской области, а позднее в Челябинской обл. гигантское пром. стр-во, социалист. индустриализация помогли ликвидировать Б. В середине 1930-х гг. повсеместно закрылись биржи труда. Функции подбора кадров, их профес. подготовки и переподготовки были переданы отделам кадров предпр. и ведомств. И до кон. 1980-х гг. Б. как социально-экон. явления в стране не существовало. С распадом СССР, ликвидацией мн. предпр., разразившимся экон. кризисом 1990-х гг. вновь стал формироваться рынок труда. На основании закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» с 1 июля 1991 началась регистрация безработных. К этой категории были отнесены зарегистрир. в центрах занятости населения трудоспособные граждане, не имеющие работы и заработка. В соответствии с принятой в РФ гос. статистикой, различающей Б. общую (числ. безработных в числ. экономически активного населения) и регистрируемую (кол-во зарегистрир. службой занятости населения безработных в числ. экономически активного населения), положение на рынке труда Чел. обл. в 1991—2000 характеризовалось цифрами, представл. в табл. 1 и 2. В целом в 1990-х гг. происходило нарастание уровня Б. в области, особенно в сел. местности. Выявилась дифференциация Б. и по отд. терр. Высокий уровень Б. был характерен для районов, где сосредоточены предпр. оборонного комплекса; малых городов с моноэкон. структурой; шахтерских городов (Еманжелинск, Копейск, Коркино), где закрывались шахты. Появились терр. с критич. ситуацией на рынке труда (Еманжелинск, Карабаш, Катав-Ивановск, Нязепетров. р-н), где уровень Б. превысил 10%. Низкий уровень Б. оказался в крупных городах (Челябинск, Магнитогорск, Миасс) и в сел. р-нах (Соснов., Агапов. и др.), располож. вокруг них. Нек-рые города и районы области смогли наладить работу предпр. в новых условиях, обеспечить занятость населения. Стабилизацию и даже сокращение числа зарегистрир. безработных граждан в 1997—98 обусловили сложившаяся в ту пору задолженность с выплатой пособий по Б. (от 3 до 14 мес), изменения в порядке регистрации и снятия с учета безработных. Тенденция к снижению уровня скрытой Б., начавшаяся в 2003, продолжилась. В режиме вынужд. неполн. занятости на крупных и ср. предпр. в 2005 работало 6,1% сотрудников, в 2006 — 3,8%, или 38,3 тыс. чел. Отпуска без сохранения или с частичным сохранением заработной платы по инициативе администрации были предоставлены 66,8% работающих, к-рые трудились в режиме вынужд. неполн. занятости. Продолжительность отпуска по инициативе администрации в 2006 составила в ср. 13 дней (в 2005 — 15 дней), при этом доля работников, не получающих во время вынужд. адм. отпусков никакой ден. компенсации, возросла с 9,2 (2005) до 16% в 2006. Общие потери от вынужд. неполн. занятости в связи с адм. отпусками и работой в режиме неполн. рабочего дня (недели) в крупных и ср. орг-циях в 2006 составили 4,1 млн человеко-часов, что равнозначно ежедневному невыходу на работу 2,1 тыс. чел. (в 2005 — 4,3 тыс.). Наибольшие масштабы неполн. занятости наблюдаются на обрабатывающих пр-вах, на предпр. по добыче полезных ископаемых, в стр-ве, с. х-ве, лесном х-ве, гостиничном и ресторанном х-вах, оптовой и розничной торговле, орг-циях по ремонту автотрансп. средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования. В 2006 из 1827 тыс. экономически активного нас. Чел. обл. ок. 93,3 тыс. не имели работу и искали ее. Фактич. уровень Б. был выше офиц. в 3,1 раза. Уд. вес женщин в числ. зарегистрир. безработных в 1992—2001 составлял 63,6— 71%. По возрастным группам наибольшее число безработных в 2001 — среди 15—24-летних (29,6%) и 30—49-летних (47,6%); по уровню образования преобладали лица со ср. общим (27,6%) и ср. профес. (26%). Среди безработных (на кон. 2001) 63,5% составляли те, кто уволился по собств. желанию, 15,7% — высвобожд. работники, 13,2% — лица предпенсионного возраста. Сопоставление показателей общей и регистрируемой Б. свидетельствовало о всевозрастающем разрыве между ними (в 1996 — 4-кратный, в 2001 — 8-кратный). Обследования населения по проблемам занятости, провед. Госкомстатом России в 2005, показали, что в Челябинской обл. при поиске работы нуждающиеся обращались: к друзьям, родственникам, знакомым — 57,7%, в гос. службу занятости — 39,3%, непосредственно к работодателю — 23,0%, в коммерч. службы занятости — 8,4%; подавали объявления в печать, откликались на объявления — 8,6%; использовали др. способы — 7,6%. Снижение охвата безработных службами занятости свидетельствует об ослаблении влияния гос-ва на рынок труда и о снижении у ищущих работу граждан стимулов к регистрации в центрах занятости. В 2006 орг-циями (без субъектов малого предпринимательства) было принято на работу 316,3 тыс. чел., из них 17,5 тыс. (5,5%) — на вновь орг. рабочие места. Уволилось по различным причинам 312,5 тыс. чел., из них 239,1 тыс. (76,5%) — по собств. желанию.
Пособия по безработице, ден. выплаты гражданам, признанным в установл. порядке безработными; одна из форм их социальной защиты. Федеральный закон с 1 июля 1991 закрепил за потерявшими работу или впервые ищущими ее право на гарантир. гос-вом материальную поддержку на время поиска. До 2001 она осуществлялась за счет средств Гос. фонда занятости, с 1 янв. 2001 — за счет средств федерального бюджета. Размер пособия — величина динамичная и зависит от состояния экономики страны. Первонач. макс. размер пособия по Челябинской обл. равнялся величине ср. заработной платы, сложившейся в области. Безработному гражданину, увол. по любым основаниям и имевшему 26 нед оплачиваемой работы в теч. 12 мес, предшествовавших началу Б., пособие назначалось в процентном отношении к ср. заработку за последние 3 мес. Выплату производили в теч. 12 календарных месяцев: первые 3 мес — 75% ср. заработка гражданина, след. 4 мес — 60, оставшиеся 5 мес — 45% (в любом случае не выше ср. заработной платы, сложившейся в области, и не ниже 100 руб.). Безработным, впервые ищущим работу или не имеющим необходимого стажа, назначалось пособие 100 руб. С 1999 его размер определялся величиной прожиточного минимума (ПМ) в регионе. В Челябинской обл. эта норма стала действовать с марта 2002. Пособие также назначали в процентном отношении к ср. заработку гражданина, но не выше величины ПМ. Размер миним. пособия вырос (20% величины ПМ). С февр. 2003 гос-во кардинально изменило условия получения пособия. Сроки его выплаты и размер стали зависеть от причин увольнения гражданина. Уволенным по уважит. причине (сокращение штатов, ликвидация предпр., переезд в др. местность) пособие назначается в процентном отношении к ср. заработку, но не выше величины ПМ; срок выплаты — 12 мес. Миним. пособие для этой категории безработных составляет 30% величины ПМ. Впервые ищущим работу, а также уволенным по др. причинам — 30% величины ПМ (срок выплаты 6 мес); миним.— 20%. Уволенным по собств. желанию и имеющим 26 нед оплачиваемой работы перед началом Б. пособие по Б. назначают в размере 40% (срок выплаты 6 мес); миним.— 20% величины ПМ. С 1 янв. 2005 макс. и миним. величины пособия определяются отд. пост. Прав-ва РФ. Кроме собственно пособия по Б. гос-во оказывает (в виде периодич. либо единоврем. ден. выплат) материальную поддержку безработным гражданам, потерявшим право на получение пособия в связи с истечением установл. законодательством срока его выплаты. Предусмотрены также назначение и выплата пенсий за 2 года до установл. законодательством срока для тех, кто уволен с последнего места работы в связи с ликвидацией организации, сокращением числ. или штата и при условии отсутствия возможности трудоустройства. Сроки, размеры и условия получения безработными гражданами материальной поддержки в период Б. регламентирует федеральный закон «О занятости населения в Российской Федерации». Объемы средств, выделяемых на материальную поддержку безработных граждан, постоянно увеличиваются.
Социальная адаптация безработных, мероприятия, осуществляемые службой занятости населения с целью оказания помощи безработным гражданам и выработки у них позитивного подхода к решению проблем, связ. с поиском работы. В 1993 при Чел. гор. центре занятости был создан «Клуб ищущих работу», реализующий одноим. обл. программу, а затем курсы «Новый старт», предназнач. для оказания помощи длительно не работающим гражданам, утратившим мотивацию к трудоустройству и к самой работе. В том же году клуб и курсы стали структурными подразделениями службы занятости, участвующими в реализации социальных программ. В основу технологии клубной работы с клиентами положена шотландская модель, получившая в нач. 1990-х гг. широкое распространение в европ. странах. Работу по программе, адаптир. к местным условиям, осуществляют психологи-профориентаторы. Предварит. собеседования и анкетирование позволяют выявить осн. проблемы и потребности клиентов; группы формируются с учетом их возраста, уровня образования, ценностных ориентаций, профес. опыта и др. особенностей. На занятиях слушатели получают информ. о рынке труда, обучаются навыкам поиска работы. Темы занятий: составление резюме; обучение навыкам работы с информ., проведения самопрезентации, собеседования с работодателями и т. д. С 2000 в центрах занятости населения городов и районов Чел. обл. реализуются модифицир. варианты программ, позволяющие осуществлять адресный подход в работе с клиентами службы занятости, предлагать различные варианты наиб. эффективных стратегий поведения на рынке труда. Наибольший эффект от реализации программ достигается при обучении безработных граждан, состоящих на учете не более 3—4 мес, т. к. у них сохранена мотивация к трудоустройству, не утрачены коммуникативные навыки. Занятия со слушателями проходят в форме социально-психол. тренингов. В 2005 в Челябинской обл. работало 126 «Клубов ищущих работу», 87 курсов «Новый старт». В рамках социального партнёрства в образоват. учреждениях и орг-циях, работающих с молодежью, внедряется молодежная адаптационная программа «Трамплин», позволяющая повысить шансы молодых при поступлении на работу, а также дать им необходимые знания для открытия собств. дела. Специалистами территориальных центров занятости реализуются специализир. программы: для молодежи — «Компас профессии», «Надежда», «Школы выпускников»; для молодых специалистов — «Мастерские поиска работы»; для военнослужащих и чл. их семей — «Старт в новую профессию»; для граждан, имеющих инвалидность, — «Здоровье и профессия»; для высвобожд. с пр-ва — «Новые возможности»; длительно состоящих на учете — «Поверь в себя». Благодаря этим мерам в 1995 было трудоустроено или направлено на переобучение 28,2% клиентов центров занятости, в 2005 — 62,2%. Среди участников программ 50% составляет молодежь, 2,3 — инвалиды, 3,7 — уволенные с воен. службы; в т. ч. 80% — женщины. Кол-во обучающихся ежегодно увеличивается, в 2005 оно составило 6140 чел. Осуществляемая в Челябинской обл. социальная поддержка стимулирует их к активизации самостоят. действий на рынке труда, способствует эффективной адаптации к новым профес. и социальным требованиям.