Бытовое обслуживание населения, одна из подсистем социальной инфраструктуры об-ва; обширная группа отраслей, среди к-рых можно выделить «производственные», относящиеся одноврем. к сфере услуг и материальному пр-ву (напр. ателье), и «непроизводственные» (напр., связ. с личной гигиеной, уходом за домом, личным транспортом). Бытовое обслуживание способствует полному и всестороннему удовлетворению потребностей человека. Уровень его развития — важный критерий качества жизни регион. социума. В сов. период, в условиях плановой экономики, услуги населению директивно планировались, исходя не столько из потребностей населения, сколько из достигнутого ранее уровня; в 1970—80-х гг. благодаря ускор. росту экономики развивался и расширялся круг и ассортимент бытовых услуг. Системный гос. кризис способствовал уходу мн. видов Б. о. н. в теневую экономику; в целом в этот период рынок услуг сократился, в т. ч. в Челябинской обл. К кон. 1990-х гг. в этих отраслях началось заметное оживление. Ныне чел. рынок услуг представлен как гос., так и частными структурами. По итогам 2000 доля гос. учреждений в предоставлении платных услуг населению области составляла чуть более 10%. Из всех видов бытовых услуг развивались ремонт и техн. обслуживание личных автотрансп. средств, ремонт и стр-во жилья (см. табл.). Наиб. качеств. и разнообразные бытовые услуги предоставляются жит. крупных городов. Степень охвата сферой обслуживания сел. местности существенно варьируется от пригородов к периферии. По-прежнему остается актуальной задача смягчения имеющихся в области диспропорций в развитии бытовых услуг от одной адм. единицы к др. Сфера бытового обслуживания — перспективный рынок и в смысле вложения инвестиций, и в смысле трудоустройства высвобождающихся в др. отраслях экономики труд. кадров. По мере продвижения рос. об-ва к постиндустр. структуре спрос на качеств. бытовые услуги самого широкого спектра будет возрастать. В связи с этим становится актуальной задача создания в области необходимых предпосылок для развития сферы бытового обслуживания.