«Челябгортранс»


«Челябгортранс», предприятие пас. транспорта, МУП. Организовано в 2001 на базе муниципального предпр. «Челябгорэлектротранс», Челябинского пассажирского автотранспортного предприятия № 1, Чел. пас. автотрансп. предпр. № 2 (см. «Челябинскавтотранс») и Чел. автовокзала. Необходимость использования в Чел. трамваев для перевозки пассажиров появилась еще в нач. 20 в. Однако к реализации этих планов приступили лишь в 1930-х гг.: в 1930 президиум городского Совета принял пост. о проектировании трамвайной сети. Стр-во первой одноколейной ветки рельсового пути от ж.-д. вокзала до пос. ЧГРЭС продолжалось ок. 2 лет. В 1932 первый вагон от ул. К. Маркса до вокзала провел работник предпр. В. И. Иванов. По маршруту курсировали 4 вагона (двигались со ср. скоростью 12—15 км/ч). К концу года трамвайный парк пополнился еще 8 вагонами (прибыли из Москвы и Самары). Трамвайные маршруты связали вокзал с центром города, а позднее с ЧТЗ, электролитным цинк. заводом и пос. Заречье. В 1932 трамваями было перевезено ок. 1 млн чел. Для обслуживания подвижного состава был создан трамвайный участок (рук. Г. И. Бочаров), к-рый вошел в гор. трансп. трест (в 1934 участок был преобразован в гор. трамвайный трест). Предпр. постоянно пополнялось новыми вагонами (вступило в строй депо). Появились ветки рельсового пути на ул. Кирова и Труда. В 1937 на трамвайных линиях проложили 2-е колеи; в 1938 для депо выстроено спец. здание. К 1941 в городе имелось 49,1 км трамвайных путей, в парке насчитывалось 72 вагона; за год на электрич. транспорте перевезено ок. 51 млн пассажиров. В годы Великой Отечественной войны на маршруты выходило не более 20 вагонов. При этом снижения пас. перевозок в городе не произошло, т. к. стал функционировать еще троллейбусный транспорт: в сент. 1942 из депо Москвы передали в Чел. 15 машин типа ЯТБ-1, и уже 5 дек. по маршруту «ЧТЗ — Центр» было открыто движение (первый рейс выполнила водитель А. И. Попова). Через год троллейбусы доставляли пассажиров и до вокзала. Протяженность линии составила 18,2 км. Трамвайный трест был преобразован в Чел. трамвайно-троллейбусное управление (ЧТТУ; 1942). В 1948 в город стали поступать трамваи Усть-Катавского вагоностроительного завода сначала типа КТМ-1 и КТП, затем КТМ-2. В 1952 регулярность движения трамвайных составов достигла довоен. уровня (для перевозки пассажиров использовалось 156 вагонов). В 1967 вступило в строй депо, предназнач. для трамваев местного пр-ва, в т. ч. и модификации КТМ-5 М3 «Урал». Первый состав этой серии прошел по городу под управлением В. И. Лошкарева 19 марта 1970. К 1978 подвижной состав был заменен новыми вагонами. В 1959 введено в эксплуатацию троллейбусное депо № 1 на 60 машин. К концу года общая протяженность троллейбусных линий составляла 51,5 км, в парке содержалось 79 ед. подвижного состава. В 1975 поступили машины модели ЗИУ-9; введено в строй троллейбусное депо № 2. В 1980 протяженность троллейбусных маршрутов достигла 158,4 км; на 1 км трасс приходилось 2 машины. К 1983 ЧТТУ вошло в число лучших предпр. России. В 1992 оно было преобразовано в МП «Челябгорэлектротранс» (ЧелябГЭТ). На улицах города появились троллейбусы венгерского пр-ва «Икарус-250» (1996). В 1999 в Чел. прошел 1-й Всерос. конкурс профес. мастерства работников трамвайной службы, в к-ром приняли участие и 25 бригад из др. городов страны. Чел. бригады заняли 1-е и 3-е места. Опыт чел. специалистов (напр., проведение капитального ремонта 2-км участка трамвайного пути за 2 дня; стр-во хоз. способом жилых домов для работников предпр.: в 1998 водителю Л. П. Чубукову вручен 1000-й ордер на квартиру в таком доме) изучали представители аналогичных служб мн. городов России. В 2000 в Чел. открыт трамвайный маршрут № 21, соединивший ЧМК и ЧЭМК и продолж. до завода им. Д. В. Колющенко, в 2001 — маршрут № 11 (КБС — Ул. Чичерина). В 2001 предпр. получило совр. наим. К этому времени протяженность маршрутов в городе составила 155 км трамвайного и 380 км троллейбусного пути; парк машин размещался в 2 трамвайных (367 вагонов КТМ-5 и КТМ-619) и 3 троллейбусных (410 машин) депо. В них действовали механизир. мойки подвижного состава, на площадках службы пути, во всех складах и производств. корпусах применялись подъемные механизмы. Стабильность работы электротранспорта обеспечивалась 7 вспомогат. службами и х-вами (важнейшие среди них — энергохозяйство, службы путей и движения). В 2006 открыта новая троллейбусная ветка, протянувшаяся от диспетчерского пункта «Ул. Молдавская» по Комс. пр., ул. Чичерина и Бр. Кашириных до пересечения с ул. Молодогвардейцев. Общая протяженность линии 11,6 км. С ее пуском троллейбусным движением были охвачены новые кварталы города. В этот период для работы на линии было закуплено 10 новых троллейбусов «Тролза» ЗиУ 682Г-016. Автобусные перевозки по городу осуществлял филиал «Ч.» («Автобусный парк № 1», быв. Чел. пас. автотрансп. предпр. № 1). С историей чел. электротранспорта связаны имена мн. рук. и рядовых работников, в т. ч. Н. Н. Глуховой, М. П. Беседина, П. Ф. Кураева, Г. В. Курчатовой, В. П. Лошкаревой, Ю. А. Махнина, М. Э. Прыткина, Г. И. Рискина, Г. В. Туктабеева и мн. др. С 2001 рук. «Ч.» Б. А. Шуплецов.