«Челябинские строительно-дорожные машины», машиностр. предприятие (Челябинск), ЗАО. Создано в 2001 на территории Чел. завода дорожных машин им. Д. В. Колющенко (ЧЗК). История ЧЗК связана с организацией в Чел. мастерской с кузницей (1898), принадлежавшей воронежскому т-ву «Столль В. Г. и К°». В 1903 предпр. получило назв. «Завод “Столль и К°”», в 1922 переим. в завод им. Д. В. Колющенко (имя присвоено в честь революционера Д. В. Колющенко). В 1923 на Всерос. выставке в Москве предпр. представило 1-лемешный плуг и конную молотилку с приводом. К 1930 на заводе трудилось более 2 тыс. рабочих, ок. 300 служащих и ИТР. В 1931 началось изготовление 4-корпусного тракторного плуга. К 1941 ежегодный выпуск различной продукции для сельского хозяйства (плутов, молотилок, тракторных сцепок, сенных прессов, садовых борон и др.) был доведен до неск. десятков тысяч изделий. В 1941 ок. 1 тыс. работников предпр. ушло на фронт; на заводе было установлено оборудование эвакуир. моск. завода «Компрессор», Херсонского завода им. Г. И. Петровского, одного из цехов Сумского завода им. М. И. Фрунзе. В 1942—46 ЧЗК носил назв. «Челябинский завод № 701». Был освоен выпуск военной продукции (за годы Великой Отечественной войны всего изготовлено более 3,5 млн авиабомб, мин и снарядов), в т. ч. ракетно-арт. установок БМ-13 (см. «Катюша»), За успешное выполнение задания ГКО 107 работников завода были награждены орд. и мед. В 1946 начался выпуск дорожных машин: моторного катка Д-86, бульдозера Д-157, скрепера Д-147, прицепной тележки Д-189 и крана Т-75; в 1947 — пр-во новых модификаций бульдозера (Д-271) и скрепера (Д-222). В 1948 конструкторами предпр. была разработана конструкция автогрейдера Д-144 (выпускался до 1966). С 1954 машины с маркой «ЧЗК» поставлялись более чем в 40 стран. В 1958 на Всемирной выставке в Брюсселе автогрейдер Д-395 получил золотую мед. В 1959 машиностроители изготовили и испытали самоходный скрепер с ковшом емкостью 5 м3; совм. с ЧТЗ предпр. освоен выпуск бульдозеров на базе трактора мощностью 250 л. с. В 1966 за успешное выполнение заданий 7-летнего плана по увеличению выпуска дорожных машин и совершенствованию технологии пр-ва завод был награжден орд. Ленина. В 1967 коллективу предпр. вручено на вечное хранение Памятное знамя ЦК КПСС, Президиума Верх. Сов. СССР, Сов. Мин. и ВЦСПС. В 1970 на заводе создан самоходный дизель-электрич. скрепер ДЗ-67 с ковшом емкостью 25 м3; в 1972 началось пр-во тяжелого автогрейдера ДЗ-98. В 1975 в цехе № 3 собраны 2 юбилейные машины: 1-тыс автогрейдер ДЗ-98 и 10-тыс скрепер Д-498. В 1975 у заводского ДК (построен в 1960) установлен пам. «Катюша». В 1982 начат серийный выпуск скрепера ДЗ-77; в конце года изготовлен первый автогрейдер ДЗ-98А. В 1983 собран первый образец тяжелого автогрейдера ДЗ-140. В 1986 ЧЗК носил назв. «ПО “Земстройдормаш”». В 1992 завод преобразован в АООТ, в 1997 перерегистрирован в ОАО. Предпр. выпускало погрузчики ТО-40, позже освоено пр-во ср. авто грейдера А120, легкого А100 и тяжелого ДЗ-98С. В 1998 начался выпуск ср. погрузчика В 138С с объемом ковша 2 м3. В том же году предпр. объявлено банкротом; было введено внеш. управление, затем началась процедура конкурсного производства. В 2004 ОАО «Челябинский завод дорожных машин им. Д. В. Колющенко» ликвидировано. На ЧЗК начинали свою труд. деят-сть А. С. Агалаков, В. Ф. Колсанов, К. А. Монаков; работали Герои Социалистического Труда П. А. Бабаец, И. А. Коробцов, Герой Советского Союза И. П. Салтыков, почётный гражданин г. Чел. Р. И. Шипилова, засл. изобретатели России Н. Т. Косарев, В. С. Танин-Шахов, В. С. Тарасов, гл. конструктор С. М. Тарасов, фотокорреспондент В. А. Попов. Ок. 200 работников предпр. награждено орденами. С 1930 выходит газ. «Колющенёц». В 2005 коллектив предпр. награжден орд. «Великая Победа». Завод возглавляли: Э. Ф. Валлох (1920-е гг.), Н. В. Мрачковский (1928—34; см. Мрачковские), И. А. Малашкевич (1930-е гг.), С. А. Полянцев (1937—43; см. Полянцевы), А. А. Домитеев (1943—46), Г. Н. Конопасов (1946— 51), В. А. Ермаков (1951—55), В. П. Клименко (1955—65), Н. П. Богданов (1966—68), А М. Грищенко (1968—78), Ф. И. Зайнетдинов (1978—83), В. И. Малков (1983—86), В. Н. Богданов (1986— 90), В. Т. Фёдоров (1990-94), Б. Ф. Сатин (1994-95), Ю. А. Мережко (1995-97), С. М. Бухдрукер (1997—98), С. З. Хабиров (1998—99). В 1999—2004 арбитражный управляющий В. П. Соловьёв. В нач. 2000-х гг. на территории ЧЗК действовали: ЗАО «Челябинский завод дорожно-строительных машин им. Д. В. Колющенко» (2000—05), ООО «Компания промышленного оборудования “Лидер”» (1998—2002; ген. дир. В. Н. Каспиров). ЗАО «Ч. с.-д. м.» продолжило выпуск тяжелых и ср. автогрейдеров, погрузчиков (в т. ч. новых — В125, В160, В190), тракторов (ТС 10) и запасных частей к дорожным машинам. В 2005 предпр. вошло в дивизион «Спецтехника» рос. холдинга «Группа ГАЗ». Продукция завода поставляется и за рубеж (Аргентина, Афганистан, Куба, Монголия, Уругвай и др.). Завод постоянный участник ежегодных выставок: «Строительная техника и технология» и «Автотранс» (Москва), «Оборона и защита» (Ниж. Тагил), «Транспорт большого города» (Челябинск), «СтройТех» (Киев), «Промстройиндустрия» (Астана) и др. В 2005 погрузчик В138 и трактор ТС 10 отмечены дипломами конкурса «100 лучших товаров России». Численность работающих на предпр. более 2 тыс. чел. (2008). «Ч. с.-д. м.» возглавляли: С. М. Холкин (2001—02), И. Ю. Бурлак (2002—03), В. Е. Черноротов (2003—04), В. Е. Матеров (2004—07). С 2007 управляющий дир. А. Ю. Антипов.