Челябинский автомеханический завод


Челябинский автомеханический завод (ЧАМЗ), предприятие по пр-ву клапанов, толкателей клапанов и др. деталей автомоб. двигателей, ОАО. Основано в начале Великой Отечественной войны (1941) на базе эвакуир. в Чел. Херсонского завода передвижных электростанций, комбайнового им. Г. И. Петровского и завода электромонтажных механизмов из подмосковного г. Пушкино. На предпр. был налажен выпуск для фронта передвижных электростанций (ЦЭС). Производились ПЭС мощностью 30 и 60 кВт, вагоны-электростанции мощностью 200 кВт, снарядные боеукладки и др. В 1947 предпр. переим. в завод электромонтажных механизмов № З. Освоено пр-во узкоколейных мотовозов МУЗ-4 для работы в карьерах и на лесозаготовках. Для новостроек освобожд. от нем. оккупации районов выпускались монтажные лебедки, гидравлич. прессы, строит. краны, листогибочные и сверлильные станки, домкраты и др. В 1952 завод передан в ведение Гл. трансп. управления Мин-ва автомоб. пром-сти и получил совр. назв. Был налажен выпуск запасных частей для автомоб. двигателей ЯАЗ-204, ЯАЗ-206; проводился ремонт таких двигателей. В 1959 предпр. объединено с Чел. авторем. заводом (построен в 1947). В 1960—68 проводилась коренная рек-ция ЧАМЗ, в ходе к-рой введены в действие 55 автоматич. и 3 поточно-механизиров. линии по выпуску продукции. В 1967 введена в строй 1-я очередь гл. корпуса, в 1968 — 2-я с отделениями термич. обработки и наплавки рабочих фасок выпускных клапанов; начал действовать участок механич. обработки клапанов. Проектная мощность завода составила 22,3 млн шт. клапанов, 20 млн шт. толкателей в год. Завод вошел в число передовых предпр. отрасли с высоким уровнем автоматизации производства. На нем производились комплектующие детали для ведущих автомоб. и моторных заводов страны. В 1976 внедрена комплексная система управления качеством продукции. В 1980-х гг. освоено пр-во товаров нар. потребления, в т. ч. фильтрующих элементов электросоковыжималок, электрокофемолок, к возд. и масляным фильтрам легковых автомобилей. В 1985 завод вошел в состав объединения «УралАЗ» (см. «Урал»); в 1992 был акционирован; в 1999 стал первым пром. предпр. Чел., на к-ром была сертифицирована система качества на соответствие требованиям ГОСТ Р ИСО 9002-96. В 1995-2007 на ЧАМЗ велось пр-во спецтехники для предпр. нефтедобывающего комплекса, продолжался выпуск клапанов и толкателей клапанов к карбюраторным, инжекторным и дизельным двигателям. Завод обладает рядом уник. технологий изготовления клапанов с натриевым наполнителем для улучшения антидетонационной характеристики двигателя, в т. ч. технологией индукционной наплавки Патона и др. Потребителями продукции ЧАМЗ являются Горьковский, Камский и Ульяновский автомоб. заводы, Минский и Заволжский моторные заводы, Ирбитский мотоциклетный завод и др. В 2007 объем реализации достиг 500 млн руб. Комплекты клапанов 402, 406, 7406 для двигателей в 2007 представлялись на конкурсе «100 лучших товаров Уральского федерального округа» (Екатеринбург). Завод награжден дипломом и получил сертификат на право использования логотипа «100 лучших товаров УрФО». Числ. персонала ок. 800 чел. (2008). Завод возглавляли: П. Т. Гольштейн (1941—47), Г. Г. Винницкий (1947—51), М. П. Загоскин (1952—65), М. С. Крупицкий (1965—83), В. Н. Богданов (1983—84). С 1984 рук. предпр. О. В. Хашковский.