Челябинский механический завод


Челябинский механический завод, пром. предприятие, ОАО. Выпускает автомоб. («Челябинец») и гусеничные (ДЭК) краны для строит.-монтажных и погрузочно-разгрузочных работ. Создан в 1942 на базе эвакуир. оборудования Харьковского котельно-механич. завода. Первонач. специализировался на выпуске оборудования для котельных и тепло-магистралей. За труд. заслуги в годы Великой Отечественной войны коллективу завода было вручено знамя ГКО. В 1946 предпр. вошло в состав Мин-ва энергетики и электрификации СССР, после рек-ции начало выпускать грузоподъемную технику. Первая продукция — автомоб. стреловые краны К-32 (грузоподъемность 3 т) на базе шасси ЗИС-5; в 1946—57 выпущено ок. 1500 ед. Кроме того, завод освоил пр-во кранов с дизель-электрич. приводом (ДЖ-10, ДЖ-15), ж.-д. с паровым приводом (ПЖ-25), гусеничных (ПК-3), а также землесосов. В 1956 Ч. м. з. выпустил первый гусеничный дизельэлектрич. кран ДЭК-20. В 1960—70 они поставлялись на крупнейшие стройки страны; использовались при возведении Волжского, Горьковского и Камского автозаводов, крупнейших энергетич. объектов (Братская, Нурекская и Саяно-Шушенская ГЭС; Запорожская, Ленингр., Чернобыльская АЭС). В 1961 завод приступил к серийному пр-ву крана ДЭК-50 (50 т). Новый ДЭК-25Г (25 т) представлялся на первой в СССР Междунар. выставке строит. и дорожных машин (1964). В 1970 прошли испытания крана ДЭК-251 (25 т), способного работать в огранич. пространстве и передвигаться с макс. грузом (выпускается до настоящего времени). Он послужил базовой моделью при разработке последующих марок кранов. В 1981 в серийное пр-во запущен ДЭК-631 (63 т); с 1990 выпускается его модификация — ДЭК-631 А. С активизацией мелкомасштабного стр-ва в период рыночных преобразований в экономике страны (1990-е гг.) завод приступил к освоению пр-ва ряда кранов небольшой грузоподъемности с гидравлич. приводом на базе автомоб. шасси. Первые автокраны (16 т) разработаны и изготовлены совм. с Харбинским инж.-машиностр. заводом (1995, Китай), устанавливались на шасси автомобиля КамАЗ. В 1999 освоено пр-во автокранов грузоподъемностью 22,5 т, в 2000 — 25 т (КС-45721 — «Челябинец»). С 2002 начался выпуск гусеничного крана МКГ-25.01Б (25 т). Был разработан собств. конструкторско-технолог. центром и в 2003 прошел испытания кран КС-55730 (32 т). Устанавливался на шасси автомобилей «Урал-532365» (для эксплуатации в условиях бездорожья) и МАЗ (в гор. условиях). В 2002 заводом совм. с ФГУП «КБ специального машиностроения» (С.-Петербург) и при участии ВНИИ «Стройдормаш» (Москва) разработана принципиально новая модель гусеничного крана (ДЭК-321; 32 т), к-рая в 2003 была запущена в серийное пр-во. В 1999— 2004 построен новый кузнечный цех, переоснащен литейный, установлены станки с ЧПУ, приобретена уник. лазерная установка Bystar швейцарской фирмы Bystronic (для контурной резки металла). В 2002—03 коллектив Ч. м. з. выходил победителем в гор. соревновании среди предпр. Чел. в номинации «Машиностроение, химическая промышленность и металлообработка». В 2003 прирост объемов пр-ва (по сравнению с 2002) составил 178%. Завод поставляет подкатные тележки для транспортировки дизель-электрич. кранов, грейферы для сыпучих грузов (объемом 2,5, 3, 7,5 и 12 м3), запасные части к землесосу 20Р-11М и кранам (ДЭК, МКГ, РДК, КК, КС), лебедки, редукторы, стропы, нестандартное оборудование, стальное литье, кислород и др.; проводит разработку техн. документации на краны и освидетельствование грузоподъемного оборудования, рознично-комиссионную продажу спец. и автомобильной техники; предоставляет услуги по транспортировке, в т. ч. ж.-д. транспортом, осуществляет капитальный ремонт автомоб. и гусеничных кранов. Краны эксплуатируются на объектах нефтегазовой, строит., металлург. и др. отраслей более чем в 30 странах мира, в т. ч. во Вьетнаме, Египте, Китае, на Кубе. Постоянные заказчики завода — Мин-во стр-ва РФ, Рос. АО «Газпром», ЗАО «Алроса», ООО «Башнефть», «Лукойл», «ЮКОС» и др. В 2006 на заводе был разработан и внедрен ряд значит. техн. новинок: автокран с кабиной оператора в совр. эргономичном дизайне, новая стрела, выполн. из металлоконструкций с гнутым профилем; впервые на выставке СТТ-2007 (Москва) были представлены 2 модели автомоб. и дизель-электрич. кранов грузоподъемностью 40 т. Новинки превосходили рос. аналоги по мн. параметрам. В 2007 предпр. получило сертификат, подтверждающий соответствие системы качества по проектированию, пр-ву, поставке и обслуживанию стреловых самоходных гусеничных кранов и автомоб. кранов требованиям стандарта ГОСТ Р ИСО 9001:2001. В 2008 Ч. м. з. выпустил 2000-й автомоб. кран «Челябинец» КС-45721 (1000-й автокран был выпущен в 2006); стал победителем конкурса «20 лучших товаров Челябинской области». Предпр. руководили: Н. П. Науменко (1941—43), Е. П. Лейбин (1943—47), В. А. Лапшин (1948—56), П. Ф. Михайлов (1957—67), Л. Г. Блохин (1968—83), Б. Н. Манжола (1983—87), Ю. П. Вагин (1987—2004). С 2004 ген. дир. П. Ю. Вагин.