Челябинский институт переподготовки, повышения квалификации работников образования


Челябинский институт переподготовки, повышения квалификации работников образования (ЧИППКРО), гос. образоват. учреждение дополнительного профес. образования, структурное подразделение Главного управления образования и науки. Основано в 1934 по пост. СНК РСФСР как Обл. ин-т повышения квалификации кадров народного образования (ОИПККНО); с 1938 Обл. ин-т усовершенствования учителей (ОблИУУ; на правах высшего уч. заведения), с 1992 Чел. ин-т повышения квалификации и переподготовки работников образования (ЧИПКПРО), с 1999 Чел. ин-т дополнит. профес. образования (повышения квалификации) пед. работников (ЧИДПОПР), с 2004 Чел. ин-т дополнит. профес.-пед. образования (ЧИДППО); с 2006 ЧИППКРО. Первый дир. В. Н. Богданов, с 1935 — В. В. Северный. В 1930-е гг. деят-сть ин-та осуществлялась в тесном сотрудничестве с системой базового пед. образования, что выражалось в совм. организов. формах повышения квалификации: заочно-курсовом обучении педагогов в ШРМ, фаб.-зав. уч. учреждениях, пед. техникумах, учител. ин-тах Чел. и Магнитогорска. Введены новые формы обучения: экстернат, вечернее. К 1940 в ин-те созданы методич. кабинеты начальных классов, истории, рус. яз. и лит-ры, биологии. В кон. 1950-х гг. произошло слияние обл. и гор. ин-тов усовершенствования учителей; выросло кол-во уч.-методич. кабинетов и квалифицир. кадров; увеличился объем курсовой подготовки; открылись курсы повышения квалификации учителей и рук. школ; возросла роль ин-та в рук-ве методич. и самообразоват. деят-стью учителей, в изучении, обобщении и распространении передового пед. опыта. В 1969 Мин-во просвещения СССР утвердило типовое положение об ин-тах усовершенствования учителей, определив такие новые направления, как внедрение в практику достижений пед. науки, организация эксперимент. деят-сти, изучение состояния уч.-воспитат. работы школ. В связи с переходом на 3-летнее начальное обучение ин-т провел переподготовку ок. 10 тыс. учителей начальных классов. Была организована масштабная эксперимент. работа в сотрудничестве с лабораториями и кафедрами НИИ при АПН СССР, Рос. ин-том повышения квалификации работников образования и авторами новых учебников. Методисты ОблИУУ совм. с работниками обл. отдела народного образования изучали состояние дел в образоват. учреждениях; использовали обобщ. мат-л в курсовой подготовке; оказывали методич. помощь через систему семинаров, показат. уроков. В сотрудничестве с пед. об-вом и ЧГПИ в школах, районах и городах области проводились пед. чтения, на к-рые приглашались педагоги-новаторы: Ш. А. Амонашвили, В. И. Ильин, В. А. Караковский, В. Ф. Шаталов и др. Систематически издавались тематич. сборники, методич. бюллетени и рекомендации работникам образования по актуальным проблемам уч.-воспитат. процесса. В 1980-е гг. в рамках реализации образоват. реформы началось формирование системы непрерывного повышения квалификации пед. работников. Для преодоления противоречия между типовой подготовкой педагогов в системе повышения квалификации и индивид.-творч. характером их деят-сти разработана концепция обновления структуры и содержания работы ин-та. Наряду с уч.-методич. кабинетами были созданы кабинет информатики (1985), кафедры, где ученые и преподаватели осуществляют прогнозирование развития пед. системы. В 1992 ОблИУУ реорганизован в ЧИПКПРО, в структуру к-рого вошли кафедры и лаборатории: методич., уч.-методич., науч.-проектировочные и по аттестации пед. кадров. Мобильность системы подготовки учителей достигалась за счет краткосрочных курсов повышения квалификации, курсов переподготовки по новым специальностям. С 1988 с целью выявления и открытой экспертизы пед. инициатив организовывались ежегодные фестивали пед. идей и инноваций. С 1993 ин-т проводит аттестацию работников образования. С 1997 новой формой поддержки пед. инициатив стал конкурс «Учитель года». Ин-т участвовал в создании регион. учебных пособий; способствовал внедрению в школах области нового курса «Граждановедение». В связи с социокульт. изменениями в об-ве, модернизацией общего ср. образования обновилась структура ин-та. В 2001 создан Центр по сопровождению эксперимента «Совершенствование структуры и содержания общего образования». Большое внимание уделяется обеспечению нац.-регион. компонента образования, для чего в 2003 образован Центр этнокульт. образования. Принятие нового федерального базисного уч. плана потребовало обновления структуры ин-та, организации уч. процесса (вводится дистанционное обучение), содержания образоват. программ. В связи с введением профильного шк. образования возросла роль подготовки и переподготовки пед. кадров. Курсы повышения квалификации проводятся на местах совм. с уч.-методич. центрами. ЧИППКРО выполняет функции обл. науч.-методич. центра, н.-и. и образоват. учреждения; участвует в различных междунар. образоват. проектах, проводит обл., регион. и федеральные науч.-практич. конф., в т. ч. «Проблемы культурного образования»; по мат-лам конф. издаются сборники статей. В составе ин-та 7 кафедр, регион. центр обработки информ., 6 отделов. В ЧИППКРО работают 12 профессоров, 20 доцентов, 26 старших преподавателей, 33 методиста; в пед. коллективе 3 д-ра, 30 канд. наук, 3 заслуженного учителя РФ. Ректоры; С. Г. Молчанов (с 1998), с 2005 — В. Н. Кеспиков.