Цирк


Цирк (от лат. circus — «круг»), вид иск-ва; здание с ареной (манежем), где даются цирковые, эстрадные представления, проходят культ. — массовые меропр. (фестивали, конкурсы и др.). Ц. как вид иск-ва сложился на основе древних труд. процессов и воен. иск-ва, спорт. (гл. обр. конных) состязаний, нар. празднеств [зачатки мн. цирковых жанров (напр., акробатики) можно найти в ритуальных действиях охотников, в движениях сборщиков фруктов, передвигавшихся от дерева к дереву, не сходя с лестниц (эквилибристика), в иск-ве наездников (джигитовка), в традициях уличных представлений (буффонада, образы-маски) и др.]. В основе цирковых выступлений — преодоление сложных физ. препятствий, а также комич. приемы, во мн. заимств. от скоморохов и комиков нар. балаганов. По своей природе Ц. эксцентричен (его гл. выразит. средства — трюк и гротеск), является синтетич. видом иск-ва (соединяет в себе черты драм., муз., танц. иск-в, спорт. мастерства). Из сочетания трюков с приемами актерской игры создаются цирковые номера (отд. законч. выступление одного или группы артистов), из к-рых складывается программа (обычно выстроенная сюжетно и срежиссиров., представляемая с использованием спец. аппаратуры, света, музыки, костюмов). Цирковые программы обычно включают номера артистов разных жанров (возд. гимнасты, клоуны, эквилибристы и др.) и выступления дрессиров. ж-ных. Выступления акробатов, жонглеров, дрессировщиков, комиков были известны еще в древних Египте, Греции, Риме, Византии. В школах верховой езды, к-рые возникли в Европе в 12 в. и готовили наездников, дрессировали лошадей для военных действий и для турниров, проводились показат. выступления; позднее они стали проходить на гор. площадях, где устраивались спец. круглые манежи. В 18 в. конная дрессировка и фигурная верховая езда получили широкое распространение в Англии, Германии, Франции. 6 1851 Э. Ренц открыл стационарный цирк в Дюссельдорфе, в 1856 — в Берлине. В 1873 американец Т. Барнум, организовав большой передвижной Ц. («сверхцирк»), где представление проходило одноврем. на 3 манежах, соединил Ц. с паноптикумом и различными аттракционами. В 1887 торговец ж-ными, владелец зоопарка в Гамбурге К. Гагенбек открыл т. н. зооцирк (с участием хищников). В кон. 19 в. особо популярны были выступления силачей, гимнастов на кольцах и турниках, жокеев, жонглеров, велофигуристов, роликобежцев. Оригинальные номера и целые жанры появились в Ц. благодаря арабским, кит., персидским, япон. артистам. В России передвижные цирковые труппы постоянно гастролировали с 18 в. Англ. наездник Я. Бейте соорудил для выступлений своей труппы в Москве амфитеатр (1764); выступал в Петербурге (1765). В 1827 франц. предприниматель Ж. Турниер построил стационарное здание Ц. в С.-Петербурге; в 1849 здесь же был открыт кам. Ц. (императорский). При С.-Петерб. театр. уч-ще действовал цирковой класс. Стационарный Ц. в С.-Петербурге открыл Чинизелли (1877); в Москве — Саломонский (1880), бр. Никитины (1886, 1911); П. С. Крутиков — в Киеве (1903). В 1904 в с.-петерб. цирке Чинизелли прошел 1-й Всемирный чемпионат борцов. В рус. цирках особой популярностью пользовалась сатирич. публицистич. клоунада [В. Л. и А. Л. Дуровы, Бим-Бом (И. С. Радунский и М. А. Станевский), С. С. и Д. С. Альперовы]. Мир. известность завоевали наездники П. И. Орлов, В. Т. Соболевский, Н. Л. Сычев, канатоходец Ф. Ф. Молодцов, борцы и атлеты И. М. Заикин, И. В. Лебедев (Дядя Ваня), И. М. Поддубный и др. На Урале в кон. 16 — нач. 17 вв. появились первые передвижные («бродячие») труппы скоморохов; отголоски репертуара скоморохов сохранились в урал. фольклоре. Позднее в крае стали популярными представления масленичных и ярмарочных балаганов (с раешниками, Петрушкой, силачами, фокусниками и дрессировщиками медведей); они были сезонными, включали выступления в осн. непрофес. артистов. В остальное время года в урал. города изредка приезжали небольшие профес. цирковые труппы с простым (не требующим множества оборудования) репертуаром. В Чел. первый палаточный цирк шапито был построен в 1901 (в районе совр. пл. Рев-ции) для труппы провинциального антрепренера А. Коромыслова: (3) 16 мая 1901 чел. гор. исправник выдал свидетельство И. В. Атонову, разрешающее «построить на Южной площади цирк-театр, с тем чтобы постройка этого здания производилась под наблюдением городского техника и соответствовала бы своему назначению». В 1902 было построено постоянное здание (существовало до 1922). В 1904 этот чел. цирк был запечатлен на картине художника — иллюстратора книг Е. Е. Лансере (1875—46; сын скульптора Е. А. Лансере). Среди арендаторов этого цирка были: в 1902—10 — П. Сайковский; в 1912— 15 — В. К. Янушевский [псевд. «Кадыр-Гулям»; 1886—1970; акробат, атлет, создатель и рук. цирковых коллективов; выступал в балаганах с 6-летнего возраста; в 1913 создал номер «Кадыр-Гулям» (акробаты-наездники на верблюдах), в к-ром были широко использованы ср.-азиат. бытовые обряды, игры и спорт. состязания; в этом номере участвовала и его жена — Н. А. Янушевская (псевд. Нэйдин; 1896—1959), дочь Коромыслова]; в 1916—18 — И. Сербин (1883—1955; флейтист, дирижер цирковых оркестров и рук. цирковых коллективов). Периодически в Чел. выступали итал. бродячие труппы (Арригони, Мартини), труппа Э. Стрепетова и др. Гастролировал известный в России клоунский дуэт Бим-Бом; 21 июля 1914, согласно нек-рым печатным источникам, должен был выступать молодой факир, трагик и комедиант — будущий писатель В. В. Иванов. В 1916 в чел. цирке состоялся «первоклассный дамский чемпионат» (участвовали 12 дам — борцов и атлеток под рук-вом борца и атлета эстонца Алекса Мюллера). После выступления Чехосл. корпуса цирковые представления в Чел. прекратились (труппа Сербина распалась); возобновились по окончании Гражданской войны. Т-во цирковых артистов, находившееся в ведении губрабиса (губерн. профсоюза работников иск-ва) и губерн. отдела народного образования, наряду с цирковыми представлениями устраивало культ.-массовые меропр. («Неделя фронта», «Трудовой красный месяц»); этой работой активно занимались рук. рабиса музыкант и дирижер Г. Д. Моргулис, комик цирковой труппы Н. Вагнер. В 1922 цирк из-за ветхости здания был закрыт. В 1927 представления возобновились в здании летнего цирка, сооруж. Янушевским. В 1929—30 на пл. Павших революционеров было построено дерев. типовое здание зимнего цирка (на 2161 место). В янв. 1943 цирковой сезон открыл клоун и дрессировщик нар. арт. СССР Ю. В. Дуров. Здесь выступали мастера франц. борьбы Я. Цыган и В. Плясунов (ученик Поддубного). В 1973 обветшавшее здание цирка было сожжено пожарными (15 марта); летом на этом месте был разбит брезентовый шатер цирка шапито. В нем чел. цирковой коллектив работал до 1979. В СССР в сер. 1970-х гг. действовали св. 60 стационарных Ц., 2 «Цирка на льду», «Цирк на воде», десятки нац. цирковых коллективов, передвижных Ц., коллективов «Цирк на сцене», зооцирков; существовало множество самодеят. коллективов при ДК. В городах Чел. обл.— Златоусте, Коркино, Магнитогорске, Чел.— работали самодеят. цирковые коллективы, в т. ч. детские, при ДК и домах пионеров; их выступления пользовались успехом в области и за ее пределами. В Златоусте в 1944—64 функционировал цирк в специально построенном дерев. здании на берегу р. Громатухи (регулярно давались представления в 2 отделениях: в 1-м демонстрировались традиционные цирковые номера, во 2-м — соревнования борцов; здесь выступали 10-кратный чемпион СССР по тяжелой атлетике Г. И. Новак, цыганская певица Л. Черная и др.). Здание было снесено из-за аварийного состояния.

Челябинский государственный цирк. Новое здание было построено в 1979 на берегу р. Миасс трестом «Челябметаллургетрой» (нач. стр-ва И. М. Шонин) по проекту ин-та «Челябинскгражданпроект» (арх.: Ю. А. Мотов, Л. В. Онищенко, Я. И. Рувинов; инж.: О. Д. Аксенов, А. В. Брагин, Г. С. Стороженко). За основу принят проект Краснодарского цирка. По предложениям строителей были разработаны и выполнены конструкции подвесного потолка, зубчатой ж.-б. чаши арены, витражей фойе и др.; при проектировании учтены опыт лучших цирков страны и мнения ведущих артистов: увеличено кол-во помещений; предусмотрено дополнит. фойе 2-го уровня, улучшающее условия эвакуации; в цокольном этаже размещены просторные помещения буфета и санузлов; тренировочный манеж расположен рядом с вольерами для ж-ных. Выразителен внеш. облик здания: зубчатая бетонная чаша арены увенчана куполом (строит. объем 69 861 м3), покрытым голубым профнастилом и заверш. аэрационным фонарем. В зрит. зале 1814 мест; кресла расположены амфитеатром и разбиты на 4 сектора: кр., синий, зеленый, желтый (цветовой дизайн предложен нар. арт. СССР Ю. В. Никулиным во время его гастролей в Чел.). По проекту моск. худ. В. Н. Гущина, А. М. Шишакина гл. вход в здание предполагалось украсить монумент.-декоративной композицией «Парад-алле», боковые — стилиз. фигурами артистов цирка разных жанров (не было реализовано). Установлены 2 скульптуры из бронзы и кованой меди — «Клоун» и «Эквилибрист» (скульптор Шишакин). Первое представление в новом здании цирка было дано 1 янв. 1980 литовским цирковым коллективом. В 1980-е гг. здесь проходили фестивали любит. Ц., цирк. кавалькады, культ.-массовые меропр. (концерты, конкурсы рис. «Цирк глазами детей», пресс-конф. артистов и т. п.). В кон. 1990-х гг. на базе Чел. цирка осуществлялась подготовка новых цирковых номеров [«Тигры-шоу» (рук. М. Багдасаров), акробатич. возд. полет «Покорение» (А. Евпядьев), аттракцион «Дрессированные рыси и медведи» (засл. арт. РФ В. Добряков) и др.]. В разное время дир. Чел. цирка были: с нояб. 1946 по нояб. 1960- Б. М. Ефимов (13.11.1910 - 12.10.1962; акробат); в 1960—72 — Н. И. Киселев (1921—83); Н. А. Ярушев; с мая 1981 — А. Н. Драпун; с окт. 1984 по окт. 1989 — Г. И. Смирнов; с 1989 — А. К. Сергеев; с 2003 — Р. В. Гармаш. В 2000-е гг. осуществлена коренная рек-ция Чел. цирка (установлена совр. световая и звуковая аппаратура, др. оборудование).

Магнитогорский государственный цирк. Возведен на левом берегу р. Урал в 1931—34 методом нар. стройки (здание цирка было введено в эксплуатацию через 3 мес после начала стр-ва, когда была сооружена арена с необходимым техн. оборудованием). Ускор. введение в эксплуатацию было связано с задачами, поставл. гор. Советом (в его пост., принятом в янв. 1931, подчеркивалось, что «борьба... за лучшее культурное обслуживание рабочих является так же хозяйственно-политически важной, как и борьба за выполнение промфинплана на домне»). Магнитогорский цирк (рассчит. на 2000 зрителей) открылся 11 авг. 1931. Оркестр цирка, начавший работу в 1931, был первым в городе профес. инструм. коллективом. Первые программы имели выраж. идейно-полит. направленность. Так, репертуар сезона 1932/33 включал представления: «Кровавое воскресенье (9 января 1905 года)», «Штурм Перекопа» (к 15-летнему юбилею РККА). В сентябре 1933 здесь состоялись гастроли Моск. театра иллюзий и трансформаций «Китайский базар», рекламировавшихся как «Боевая новинка в области иллюзий». Широко практиковались закрепление постоянных зрит. мест и скидки на билеты (до 40% стоимости) для ударников стр-ва ММК; организовывались целевые спектакли и коллективные посещения. В дни массовых праздников в цирке давалось 9 представлений в день. Цирк стал любимым местом культ. отдыха магнитогорцев. Здесь выступали известные арт.: Аузони, Али-Бурхан, Вилли Бур, Иван Доменный, Таганэ, Хаджи-Мурат, Цыган и др. В 1934 был надстроен 2-й этаж здания цирка; появились библиотека, бильярдная, ресторан, комната матери и ребенка. Во время Великой Отечественной войны здание использовалось эвакуир. цирковыми коллективами; среди них был Харьковский гос. цирк (его рук. Ф. Д. Яшинов в течении нескольких лет был дир. Магнитогорского цирка). С нач. 1950-х гг. Магнитогорский госцирк в зимние сезоны работал на своей площадке, летом гастролировал в Оренбурге. В 1966 обветшавшее здание было закрыто для представлений, использовалось как репетиционное (до 1969, когда было снесено). Новое здание цирка было построено в 1975 субподрядными орг-циями треста «Магнитострой» в Правобережном районе по типовому проекту, дополи. 8 пилонами (арх.: И. А. Акопов, Э. С. Акопов, Л. Б. Сегал, И. А. Шадрин); при его отделке использовались мрамор, гранит и яшма. Пилоны планировалось украсить 8 смальтовыми фигурами на цирковые сюжеты (установлены 2 фигуры в 1979 и 1 — в 1982). Открытие состоялось 1 янв. 1976. В разное время в Магнитогорском цирке выступали известные артисты: засл. арт. РСФСР сестры Кох (1939); дуэт клоунов в составе нар. арт. СССР Никулина и М. И. Шуйдина (1973); нар. арт. РФ Н. К. Павленко [дрессировщик, лауреат Государственной премии (2001), обладатель Гран-при Междунар. циркового фестиваля «Сиркуба-85», «Золотой клоун Монте-Карло» (1991)], чемпион СССР по тяжелой атлетике Новак (1939—52), засл. арт. РСФСР Т. В. Дурова и др. На арене цирка выступали магнитогорские цирковые артисты: борец Арнаутов, Бирюковы, бр. Ванг и Л. Ли, Левицкие, нар. арт. СССР супруги Шевченко, К. М. Червоткин и др. В 1950-е гг. был широко известен аттракцион В. П. Тихонова (дрессир. яки и зубры). В советский период цирк ежегодно посещало св. 300 тыс. чел., ныне — до 110 тыс. В разное время дир. Магнитогорского цирка были: Червоткин (первый дир.), Яшинов, В. П. Тихонов, Д. Л. Левицкий; А. С. Сарапаев (1975 — май 1977); Сергеев (июнь 1977 — окт. 1979); П. А. Воронцов (с окт. 1979).