Депутат


Депутат, лицо, избр. в представит. орган гос. или местной власти [в 1936—77 — Совет деп. трудящихся, с окт. 1977 по дек. 1993 — Совет нар. деп., с дек. 1993 — законодат. (представит.) орган гос. власти или представит. орган местного самоуправления]. С принятием Конституции СССР 1936 Советы рабочих, крест. и красноарм. депутатов (см. Советы депутатов), созданные Сов. властью, были преобразованы в Советы деп. трудящихся; введено всеобщее, равное и прямое избират. право при тайном голосовании, предоставляемое гражданам с 18-летнего возраста. Ранее Д. избирались на соответствующих съездах на основе принципов представительства и делегирования полномочий. Кол-во Д., избираемых в обл., районные, гор., районные в городах, поселковые и сел. Советы, определялось законами РСФСР и имело тенденцию к росту. Так, если в 1977 во все перечисл. Советы Чел. обл. было избрано 18 318 Д. (в т. ч. в обл. Совет — 381), то на выборах 1987 — уже 20 073 (в т. ч. в обл. Совет — 450, Чел. гор.— 500). Состав Д. всех созывов до 1990 в осн. отражал состав населения области. Так, среди Д. обл. Совета, избр. в 1987, рабочих и колхозников было 63,7%, женщин — 52%, молодежи — 38,4%. Количеств. и качеств. состав депутатского корпуса изменился в 1990: во все Советы Чел. обл. было избрано 12 974 чел., в т. ч. в обл. Совет — 250, в Чел. гор.— 200; рабочие составляли 12%, женщины — 8,4%, молодежи не было совсем; в то же время возросло кол-во рук. пром. предпр. и орг-ций (28%), представителей школ и вузов (17,2%), военнослужащих (4%), работников правоохранит. (4,8%) и сов. (15,2%) органов. Выборы 1990 впервые проводились на альтернативной основе: в одном избират. округе допускалось выдвигать неогранич. число канд., предусматривалось право гражданина РФ на самовыдвижение. Выборы нар. Д. в гор., районные в городах, поселковые и сел. Советы в 1990 проходили как по одномандатным, так и по многомандатным избират. округам. В поселковых и сел. Советах, куда избиралось не более 25 чел., по решению соответствующего поселкового или сел. представит. органа власти выборы могли проводиться по общему списку. Число канд. в многомандатном округе, как правило, должно было превышать кол-во мандатов. Если по результатам голосования в многомандатном округе число канд., получивших необходимое для избрания кол-во голосов избирателей, оказывалось больше кол-ва мандатов, то получившие относительно меньшее кол-во голосов заносились в резерв. В 1990 было избрано 347 резервных деп. В 1997 в законодательство о выборах были внесены существ. изменения: выборы признавались несостоявшимися, если в них приняло участие менее 25% избирателей (ранее — 50%, а с 2002 — менее 20%); канд. в Д. достаточно стало получить относительно большее кол-во голосов по сравнению с др. канд. Законом Чел. обл. от 29 июня 2006 «О муниципальных выборах в Челябинской области» ограничений по кол-ву избирателей, принявших участие в выборах, нет. Для регистрации канд. в Д. необходимо собрать установл. кол-во подписей избирателей в его поддержку или внести залог из средств его избират. фонда. Каждый канд., за исключением канд. в Д. представительных органов местного самоуправления, баллотирующихся в малочисл. избират. округах и не несущих затрат в период подготовки выборов, обязан создавать избират. фонд за счет собств. средств, а также пожертвований физ. и юрид. лиц, полит. партий и избират. блоков. Из фонда возмещаются все затраты на сбор подписей, агитационную работу и др. организационные меропр. С 2002 при проведении выборов Д. законодат. (представит.) органа гос. власти субъекта РФ (Законодательного собрания Чел. обл.) половина депутатских мандатов должна распределяться между канд. от избират. объединений и избират. блоков пропорционально кол-ву голосов избирателей. Права и обязанности, правовые и социальные гарантии Д., ограничения и ответственность установлены соответствующими законами о депутатском статусе: Д. участвует в сессиях (заседаниях) представит. органа, в работе к-тов и комиссий, в подготовке и обсуждении различных вопросов; обладает правом решающего голоса при принятии решений, правом внесения депутатского запроса в органы гос. власти и местного самоуправления, к их должностным лицам. Д. поддерживает связь с избирателями, выполняет их наказы, ведет прием граждан, рассматривает их обращения, отчитывается перед ними о своей депутатской деят-сти и о работе представит. органа. Уставами муниципальных образований предусматриваются возможность отзыва избирателями Д., порядок и условия этой процедуры. (См. также: Депутаты Верховного Совета РСФСР; Депутаты Верховного Совета СССР; Депутаты Государственной думы; Общественные приёмные.)