Дошкольные учреждения


Дошкольные учреждения, учреждения, осуществляющие воспитание, развитие, оздоровление детей дошк. возраста в соответствии с гос. программами. Первые детские площадки и малокомплектные детские сады были открыты в Чел. ок. 100 лет назад (1910) и располагались чаще всего в малоприспособл. небольших помещениях (см. Детский сад). У истоков становления дошк. воспитания в области находились инспекторы и методи- сты; В. Н. Бочарова, В. В. Коптельникова, Н. А. Матафонова, Е. И. Налимова, А. Б. Цитис, проработавшие в этой системе 30—40 лет. В годы первых 5-леток шел быстрый рост сети дошк. учреждений: строились спец. здания для детских садов при пром. предпр. (ЧТЗ, ЧГРЭС, заводе им. С. Орджоникидзе, ММК и др.). Остро стоял вопрос о подготовке пед. кадров для детских садов. В 1937 в Чел. открылось первое дошк. пед. уч-ще (ныне пед. колледж № 2). К 1941 только в Чел. насчитывалось ок. 60 детских садов. С началом Великой Отечественной войны на Урал прибыли эвакуир. женщины с детьми с прифронтовых терр. Чел. горисполкомом было принято решение об освобождении жилых помещений (путем уплотнения) и переоборудовании их под детские сады. В воен. период мн. дошк. учреждения были переведены на круглосуточный режим работы. Для оздоровления предрасполож. к туберкулезу или ослабл. детей открывались санаторные группы, к-рые работали без выходных дней. Каждое лето детские сады выезжали на загородные дачи. Так, в 1944 на дачах отдыхали 2585 чел. из Чел. За годы войны нуждающимся воспитанникам, гл. обр. эвакуированным и детям фронтовиков, было выделено 22 870 пар обуви и 10 266 комплектов одежды. В 1944—45 построено 3 спец. здания для детских садов. Всего за годы войны открыто 27 дошк. учреждений (на 1500 мест). Работники детских садов активно участвовали в меропр., проводимых в помощь фронту: было отчислено из заработной платы на танк. колонну 143 437, в Фонд обороны —у 86 083, на подарки бойцам — 17 862 руб. В дошк. учреждениях не хватало мебели, белья, игрушек. Обкомом партии и облисполкомом было принято решение о выпуске детской мебели Чел. мебельной ф-кой. Ок. 30 предпр. области занялось изготовлением игрушек. Вклад в развитие сети детских садов и создание условий для дошкольников внесли специалисты органов управления образования: Е. А. Барбашева, Л. А. Белина, Л. М. Богданова, Н. В. Горячко, О. Н. Лунева, Матафонова, Н. В. Покровская, Л. М. Рыжикова, А. С. Таркова, З. П. Шилкова. В воен. период штат работников со спец. образованием пополнили педагоги из Киева, Ленинграда, Москвы, Минска, Одессы, Харькова и др. городов. Мед. «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» получили 412 работников дошк. учреждений, среди них А. П. Бесшерстных, А. Р. Зарицкая, К. М. Клименко, К. Н. Куликова, Р. П. Лупанова, Л. М. Прокудина, З. И. Рекунова. На 1 июня 1945 в Чел. работало 85 детских садов, в к-рых воспитывалось 8313 детей. В послевоен. годы в Чел., Магнитогорске, Златоусте велось интенсивное стр-во дошк. учреждений крупными предпр. [ЧМЗ, ЧТЗ, Златоуст. завод им. Ленина, трест № 42 (Челябинск), трест «ЧМС», ММК, метизно-металлург. завод (Магнитогорск), трест «Магнитострой» и др.]. Ремонтировались, строились новые детские сады, укреплялась их материально-техн. база (создавались спорт. залы и площадки, автоплощадки, мини-стадионы, теплицы, басс. и т. д.). Ежегодно вводилось в строй от 30 до 60 дошк. учреждений. В 1980—90 в области было построено 509 детских садов на 75,2 тыс. мест, в т. ч. на селе ок. 300. Очередность на устройство детей в дошк. учреждение на 1 янв. 1981 составляла 48,9 тыс. заявлений (1990 — 30,6 тыс., 2001 — 7,5 тыс., 2002 — 3,3тыс.), в т. ч. в Чел.—17 тыс., Магнитогорске, Миассе — 3 тыс.; в Златоусте, Коркино, Сатке, Троицке, Усть-Катаве— по 1—2 тыс. Детские сады были переполнены. При норме 20 (ясельные) — 25 (дошк.) в группах было по 30—40 чел. На каждые 100 мест приходилось 115—120 детей, в отд. детских садах — 150. Детские сады, ясли-сады, ясли принадлежали в осн. пром. предпр., орг-циям, совхозам и колхозам; 53 мин-ва и ведомства имели свои детские учреждения на территории области. Бюджетных детских садов на нач. 1980-х гг. было 430 из 2109 (20,4%); к 1989 — 510 из 2285 (22,3%). В 1986 открылся детский сад № 194 в Чел. для детей с аллергодерматозами. В облоно были разработаны положения об открытии детских садов, групп для детей, страдающих аллергией, задержкой психич. развития. В дошк. учреждениях всех типов и ведомств на кон. 1980-х гг. воспитывалось 257 тыс. чел., что составляло 82,5% общего числа детей в возрасте от 1 до 7 лет. Кол-во первоклассников, прошедших подготовку к школе в условиях детского сада, составило 96%, а в отд. терр. 99%. Практически все дети 6-летнего возраста посещали детские сады (они принимались учреждениями без очереди). В 1980-е гг. мн. внимания уделялось оздоровлению детей дошк. возраста. На загородные летние дачи выезжало 14,7 тыс. чел., или 9% общего кол-ва дошкольников (ныне загородные дачи сохранились только в Магнитогорске: дача «Горный ручеек» на ст. Абзаково рассчитана на 750 мест, работает круглогодично). Ежегодный дефицит воспитателей составлял ок. 2 тыс. чел. Наряду с пед. уч-щами, по разрешению Сов. Мин. РСФСР в области было открыто 20 пед. классов, к-рые также готовили воспитателей (закрыты в 1989). Спец. пед. образование в нач. 1980-х гг. имели 83,5% заведующих и 75,8% воспитателей. Дошк. учреждения работали по единой типовой программе воспитания и обучения детей, рекоменд. Мин-вом просвещения РСФСР. Участниками ВДНХ, награжд. золотыми, серебряными и бронз. мед., были 12 детских садов Чел. (№ 11, 26, 57, 59, 84, 212, 296, 310, 365 и др.). В этот период в Книге почета облоно отмечены 110 лучших специалистов дошк. образования области; методич. кабинет дошк. воспитания Чел.; более 60 детских садов из городов (Златоуст. Копейск, Магнитогорск, Миасс, Сатка, Чел.) и районов (Бред., Увел., Красноарм.) Чел. обл. Среди них старейший чел. детский сад № 26 (открыт в 1936) — участник ВДНХ СССР (1964, 1965), имеющий статус «Школы передового опыта» (1980). У истоков формирования и развития этого учреждения стояли: Матафонова, М. В. Терещенкова и др. В 1943 детскому саду было вручено «республиканское знамя за воспитательную работу с детьми в военное время и за работу в госпитале». В дошк. учреждении впервые в области стало использоваться физкульт. оборудование, разработ. преподавателем пед. уч-ща Ф. И. Воронцовой. На базе детского сада № 26 проходят пед. практику студенты Чел. пед. колледжа № 2. В кон. 1980-х и в 1990-е гг. в стране снизилась рождаемость детей. Сократилось финансирование ведомств. детских садов, к-рых в области на нач. 1990 было 2/3 общей числ. дошк. учреждений. В целях сохранения системы дошк. образования обл. законодат. и исполнит. органами власти было принято решение о передаче ведомств. детских садов муниципальным образованиям. К 2001 взято на бюджетное финансирование более 1 тыс. ведомств. детских садов, стали открываться группы для детей из малообеспеч. семей, т. н. бесплатные группы социальной или муниципальной помощи (детский сад № 10, Златоуст), образоват. учреждения для детей дошк. и младшего шк. возраста (школа — детский сад). На нач. 2003 группы социальной помощи созданы в 17 городах и районах области. Широкое распространение учреждения типа «школа — детский сад» получили в сел. местности, особенно в Варн. и Уйском р-нах. В 1995 Чел. обл. одна из немн. в РФ была включена во Всерос. эксперимент по отработке процедуры и критериев оценки деят-сти дошк. учреждений в ходе аттестации и гос. аккредитации. Первыми были аттестованы детские сады № 4 и 77 Златоуста. По завершении эксперимента органы управления образования городов и районов области перешли к массовой аттестации дошк. учреждений. По результатам гос. аккредитации 69 из них стали центрами развития ребенка (детскими садами 1-й категории), 369 получили 2-ю категорию. На 1 янв. 2004 в Челябинской обл., с учетом закрытых адм. образований, числилось 1516 детских садов (136,8 тыс. воспитанников, т. е. 73,5% общей числ. детей в возрасте 1—7 лет). Лучшими считаются МДОУ: № 17, 165, 213, 282, 293, 310, 348, 353, 362, 382, 425, 432, 435, 463, 473, 476 (Челябинск); № 25, 34, 72, 97, 127 (Магнитогорск); № 4, 15, 39, 77 (Златоуст); № 27, 53, 45, 50 (Копейск); № 1,108 (Миасс); № 5 (Еманжелинск); № 30 (Коркино); № 1 (Юрюзань); № 19, 20 (Кунашакский район); № 18 (Увельский район); Великопетровский детский сад (Карталинский район) и др. В чел. МДОУ «Центр развития ребенка — детский сад № 432» («Золотой петушок»), открытом в 1982, 10 групп для детей 2—7 лет: 5 общеобразоват. и 5 специализир. для детей с нарушением зрения (с 1989). Работают 32 педагога-воспитателя, из них 16 имеют высшее образование; зав. И. И. Мариненко. Реализуется спец. образоват. программа, включающая задачи по индивид. коррекции отклонений в развитии ребенка. Создана система взаимодействия всех участников образоват. процесса (медиков, педагогов, родителей). Проводятся оздоровит. меропр.: уроки ритмики, речетворчества (в специализир. группах), витаминотерапия, физиолечение, спец. упражнения и игры для снятия мышечного напряжения. Дефектологами Л. Н. Руновой, Е. Н. Трубиной разработаны уч.-методич. и дидактич. комплексы для коррекционной работы с детьми; муз. рук. И. В. Бороденок — методы и приемы по оздоровлению детей средствами музыки, движения, игрового массажа, муз. психотерапии. На базе детского сада апробировалось пособие «Интегративные занятия — прогулки по экологической тропинке здоровья в естественных условиях природной среды с детьми дошкольного возраста», разработ. преподавателями УралГАФК. Детский сад — базовое учреждение ЧИДПОПР для повышения квалификации дошк. тифлопедагогов (с 1996). Работают хореогр., театр. кружки, ВИА «Веселые нотки», кружок декоративно-прикладного иск-ва. Воспитанники МДОУ — лауреаты и дипломанты обл. конкурса «Хрустальная капель». В сотрудничестве с общеобразоват. школой № 13 осуществляется мониторинг процесса адаптации выпускников МДОУ в школе; проводятся совместные пед. советы и родительские собр. Златоуст. МДОУ «Центр развития ребенка — детский сад № 77» («Золотая рыбка») был осн. в марте 1966 и первонач. рассчитан на 240 мест. В 1966—86 зав. В. И. Мартынова; с 1987 — отличник народного просвещения Н. Г. Зайцева, отмеч. пр. Законодат. собр. Чел. обл. (2003). В 1996 детскому саду, первому в Челябинской обл. и четвертому в России, присвоен статус «Центр развития ребенка — детский сад первой категории». Функционирует 9 групп (165 мест). В МДОУ есть спорт.-тренажерный зал, басс., класс академич. знаний, зимний сад, изостудия, кабинеты логопеда и психолога, мини-кинозал, столовая, компьютерный класс, фитобар. Дети занимаются изобразит. иск-вом, плаванием, с 1991 — иностр. яз.; получают навыки работы на компьютере. Налажено сотрудничество с педагогами Германии, Канады, с авторским коллективом центра «Дошкольное детство им. А. В. Запорожца» (Москва). На базе МДОУ проведены обл. семинары по проблеме адаптации программы нового поколения «Истоки» к условиям детского сада (2000, 2003); работает гор. методич. объединение для педагогов-психологов дошк. учреждений. МДОУ — трижды лауреат всерос. конкурса «Детский сад года» (1996—98); в 2000 вошел в список 100 лучших детских садов России. Юрюзанский «Центр развития ребенка — детский сад № 1» («Медвежонок») был открыт в 1982 как ведомств. учреждение Юрюзанского механич. завода. В теч. 18 лет зав. была отличник просвещения РФ В. И. Соловьева; ныне — С. Э. Проскурина. Пед. коллектив работает по программе Л. А. Венгера «Развитие»; перенимает опыт работы коллег в др. городах (Златоуст. Н. Новгород, Чел.). Действуют кабинеты англ. яз. и математики, танц. класс, художеств.-эстетич. центр, изостудия «Горница», спортзал, спорт.-игровой комплекс, автодром, теннисный корт, каток, сауна, теплица. Создан муз. детский театр. Коррекционная помощь дошкольникам оказывается в логопункте, физкабинете, фитобаре, массажном кабинете, у психолога. Большой вклад в воспитат. работу внесли отличники просвещения РФ В. В. Никишина, О. С. Средина, муз. рук. Г. М. Мастеровая, хореограф В. И. Афанасьева, рук. методич. объединения воспитателей Л. А. Евдокимова и др. Центр — победитель областных конкурсов: «Зимний сад в детском саду» (2003, 1-е место в номинации «Природа — кладовая фантазии»), «Самодельная книга для малышей» (2003, 1-е место в номинации «Интерактивная книга для детей»), «Детский сад года» (1998, 2003; дипломы 1-й степ.), Чел. обл. смотра-конкурса по постановке физкульт.-оздоровит. работы (1994). Дошк. учреждения Чел. обл. одними из первых стали переходить на финанс.-экон. и хоз. самостоятельность (ранее др.— ведомств. детские сады № 353 и 356 Чел.). Получили финанс. самостоятельность все бюджетные детские сады Златоуста, Чебаркуля. Образованием детей в дошк. учреждениях занимаются 18,6 тыс. педагогов, большинство из них имеют пед. образование. Мн. сделали для развития дошк. воспитания инспекторы облоно И. Ф. Савельева и Г. И. Филимонцева; зав. методич. кабинетом З. Ш. Сайфуллина (Челябинск) и Л. И. Петрова (Златоуст); зав. кабинетом дошк. воспитания ин-та усовершенствования учителей (ИУУ) Г. В. Ковалева, методисты ИУУ Л. А. Белина, Л. Д. Дубровина и А. Д. Клепинина; зав. детскими садами О. А. Ашуркова (№ 80, Магнитогорск) и В. Д. Ружина (№ 310, Чел.). В 1989 принята концепция дошк. воспитания, направл. на всестороннее развитие личности ребенка. С сер. 1990-х гг. у педагогов детских садов появилась возможность выбора образоват. программ (вместо одной типовой создано 7 вариативных) и пед. технологий. Реформированием системы дошк. образования области и обновлением содержания занимались специалисты облоно Г. Н. Панкратова, Филимонцева, методисты ЧИДПОПР С. А. Никулина, З. И. Сайбурханова, кафедра дошк. образования Магнитогорского пед. ин-та (зав. А. Н. Троян), пед. колледж № 2 Чел. (дир. В. И. Марков).