Двигатели внутреннего сгорания


Двигатели внутреннего сгорания (ДВС), двигатели, в к-рых воспламенение топлива происходит в камере сгорания. Развитие двигателестроения в Чел. началось с пуском ЧТЗ в 1933. Первые тракторы были оснащены карбюраторным двигателем, работающим на лигроине; след. модель оборудована дизелем М-17 мощностью 72 л. с. (первый отеч. тракторный дизель), к-рый позднее был заменен на газогенераторный двигатель Г-25. До Великой Отечественной войны на ЧТЗ выпускали и совершенствовали двигатели, разработ. др. предпр. страны. Оригинальное чел. двигателестроение формировалось в годы войны, когда на Кировский завод вместе с дизель-моторным заводом № 75 из Харькова было эвакуировано в 1941 СКБ-75 под рук-вом И. Я. Трашутина. Специалисты привезли разработку уник. танк. двигателя В-2, считавшегося лучшим дизелем 20 в. В окт. 1941 в Чел. началось серийное пр-во дизеля В2-34 (для танка Т-34), мощность к-рого повышалась и достигла 600 л. с. Такие дизели устанавливались на тяжелых танках и самоходных орудиях В-2К, В-54 К-ИС, В-11-ИС-3. За годы Великой Отечественной войны Кировским заводом было выпущено 48,5 тыс. танк. дизелей. После войны мощность их была увеличена до 750 л. с. Конструкторами СКБ-75 (ныне «Трансдизель») и ЧТЗ было разработано более 100 модификаций двигателя В-2, к-рый устанавливался на тракторах ЧТЗ и др. заводов (в Волгограде, Рубцовске и т. д.). Наиболее известные среди них — В-31М2 (322 л. с.) для трактора ДЭТ-250 и В-404С для антарктич. трактора «Харьковчанка». В 1980—90-х гг. разработаны новое семейство двигателей 2В мощностью от 300 до 1200 л. с., мини-дизели для тракторов коммунального и с.-х. назначения (12—60 л. с.). В 1958—64 заводом выпускался дизель КДМ-100. Параллельно с ним в 1958 для работы в Антарктиде на выс. до 4 тыс. м над ур. м. и в условиях очень низких темп-р был изготовлен спец. двигатель с турбокомпрессором. В 1964—87 завод перешел на пр-во 4-цилиндрового дизеля Д-108 (и его модификаций мощностью 108 л. с.) с впрыском в камеру сгорания, Д-130 с турбонаддувом (1969—73) мощностью 140 л. с. (для трактора Т-130) и 170 л. с. (для Д-160, 1973—91). ДВС устанавливались не только на тракторы ЧТЗ — др. заводы оснащали ими экскаваторы Э-652, краны ДЭК-251 и передвижные электростанции. С 1981 на тракторы ДЭТ-250 ставили уже и V-образный 12-цилиндровый дизель В-31М2, и его модификации мощностью 335—375 л. с. В 1994 начато пр-во 2-цилиндровых V-образных ДВС для мини-трактора «Уралец», насосных и др. установок и агрегатов. В послевоен. годы разработано ок. 10 опытных моделей ДВС, в т. ч. дизель 6Т370, к-рый мог работать при перепадах темп-р от -45 до +45 °C и устанавливался на тракторах, направлявшихся в Арктику, тропики и высокогорные районы. Для Волгоградского моторного завода был разработан дизель возд. охлаждения 8ДВТ-330. Чел. СКВ «Турбина» — единств. в стране предпр., где разрабатывались уник. малогабаритные газотурбинные многофункцион. многотопливные энергоагрегаты, к-рыми оснащаются боевые машины (танки и др.) Вооруж. Сил России (аналогичные агрегаты на вооружении стран НАТО появились позднее). Турбокомпрессоры и охладители воздуха для двигателей трансп. машин позволили ЧТЗ существенно повысить мощность ДВС и создать танк Т-90С, к-рый вошел в число лучших в мире. В последние годы бюро работало над созданием установок для нефтегазового комплекса: экологически чистых холодильно-обогревающих, мобильных компрессорных. Танк. двигатели нового типа (газотурбинные) разрабатывались на ЧТЗ, в специально созданном ОКБ-6. Здесь с учетом последних достижений в двигателестроении спроектирован принципиально новый двигатель. С 2001 на ЧТЗ выпускался многотопливный двигатель Д-180 для перспективных моделей тракторов, работающий не только на дизельном, но и на др. видах топлива. В последние годы разработано новое семейство 6-цилиндровых двигателей для тракторов моделей Т-2 и Т-3; выпускается дизель-генераторная установка ДГУ-100 для передвижных электростанций мощностью 100 кВт, к-рая может работать при темп-ре ниже -40 °C; освоен выпуск новых дизелей для танка Т-90С и инж. машин В-92С2 мощностью 1 тыс. л. с. с турбокомпрессором. Успех чел. двигателестроения обеспечивали специалисты высшей квалификации, принадлежащие к чел. науч. школе двигателистов, авторитетной не только в нашей стране. Школа создавалась еще до войны; у ее истоков стояли И. И. Вибе, Я. В. Мамин, Трашутин. Вторым центром двигателестроения в Челябинской обл. в годы Великой Отечественной войны стал Миасс. По решению ГКО от 30 нояб. 1941 здесь на базе эвакуир. цехов Моск. автомобильного завода им. Сталина (ЗИС) был заложен Миасский автомоторный завод. 16 марта 1942 изготовлена первая деталь автомоб. ДВС — поршневое кольцо; первый мотор собран 30 апр. 1942. В 1942 завод изготовил 9,3 тыс. моторов. В 1943 Миасский автомоторный завод был преобразован в автомоб. (УрЗИС, позднее Уральский автомобильный завод). Моторное пр-во сохранилось. Моторы, произвед. в Миассе, устанавливались не только на продукцию УралАЗа, но и на машины др. заводов, в т. ч. на комбайны. В послевоен. годы завод выпускал бензиновые и газогенераторные ДВС, запчасти к ним. К 1957 мощность миасского двигателя повысилась с 76 до 100 л. с. Проводилась работа и по созданию на базе ДВС «УралЗИС-353А» нового двигателя, т. н. форкамерного (он экономил 10—30% топлива). В 1970 началась дизелизация «Уралов». В 1977 выпущена опытная партия машин с дизелем «Урал-4320». К кон. 1970-х гг. моторный цех УралАЗа произвел ок. 2 млн двигателей. На заводе был организован конструкторский отдел для создания опытного образца ДВС с возд. охлаждением (1979). Такой двигатель был впервые изготовлен и установлен на автомобиль «Урал-4320». Позднее его пр-во было переведено на входящий в объединение «УралАЗ» Кустанайский дизельный завод.