Экологические тропы, разновидность туристических маршрутов, созданных с целью проведения уч. и пропагандистской работы по вопросам охраны природы, создания условий для воспитания экологически грамотной культуры поведения человека в окружающей среде. Э. т.— это уч.-просветительский «кабинет» в природных условиях, своеобразный «природоведческий ликбез». На Э. т. экскурсанты расширяют элементарные знания об объектах, процессах и явлениях окружающей природы, наблюдают различные последствия воздействия антропогенного фактора, приобретают умение комплексно оценивать результаты влияния человека на окружающую среду. Э. т. рассчитаны на разные категории экскурсантов: педагогов, воспитателей, студентов вузов и техникумов, учащихся общеобразоват. школ, детей дошк. учреждений, простых граждан. Тропы классифицируются в соответствии со своим назначением на прогулочно-познават. (напр., в Южноурал. гор. парке, в сосновом бору), познават.-туристские (в нац. парке «Таганай»), уч.-экол. (в Чел. гор. бору). Каждая тропа имеет свою специфику, но все отвечают след. общим требованиям: доступность маршрута для посещения (удобство трансп. сообщения); достаточная посещаемость зоны маршрута местным населением; эстетич. выразительность окружающего ландшафта; информационная емкость маршрута. В зависимости от объектов, располож. на тропе, посетители получают различные виды информ.: познават. (натуралистич. объекты — выходы горных пород, скалы, рельеф, почвы, растения, ж-ные; познается роль того или иного объекта в создании и поддержании экологически равновесного состояния среды); просветительскую — о характере природопользования (антропогенные объекты — мосты, магистрали, ЛЭП, карьеры, водные источники, архит. сооружения и др.). Спец. щиты и знаки — носители предписывающей информ.— позволяют пройти маршрут самостоятельно. Информ. призвана воздействовать на эмоции, интеллект и мировосприятие посетителей. Период активного планирования и создания Э. т. в Челябинской обл. пришелся на 1980— 90-е гг. В 1984 были проложены первые тропы: в Южноуральске (в естеств. бору на терр. гор. парка; протяженность тропы 1 км, включает 9 этапов), Златоусте [по хр. Уреньга; 2,5 км, 14 этапов; авт. К. А. Макарова (см. Макаровы)], Саткинском районе (Межовская Э. т.; 4 км, 12 этапов; авт. В. В. Мошкина). В 1986 созданы Э. т. в Аше (от 180-летнего дуба на гор. площади до г. Липовой; 2 км, 9 этапов; авт. Л. С. Царихина), Чебаркульском районе (на базе ЧГПУ «Чайка» — пересеч. рельеф, чередующийся с ровными участками, со сменой фитоценозов; 6 км, 15 этапов; Н. В. Забродина), Чебаркуле (в рекреационной культ. зоне с выходом в дендрарий лесокомбината; 3 км, 12 этапов; Г. Г. Ватутина); в 1988 — в Миньяре (вдоль карстового плато и Миньярского пруда; 1,5 км, 9 этапов; Н. В. Мандрыгина); в 1990 — в Канале (в окрестностях города, подверж. большой антропогенной нагрузке; 2 км, 6 этапов), Миассе (в ландшафтном парке, по берегам оз. Тургояк; 3 км, 9 этапов; В. Ф. Злоказова), Катав-Ивановске (через смешанные леса; 2 км, 6 этапов), Копейске (Калачевская Э. т.; 2 км, 9 этапов; М. И. Рудниченко, Н. В. Сергеева). В Чел. проложены 3 Э. т.: в 1984 — в Гор. бору (от кольца троллейбусного маршрута до Шершневского водохранилища; 2,5 км, 9 этапов; авт.: Л. Ф. Кондратьева, Д. К. Дракова, С. Б. Куклин); в 1998 — в гор. саду им. А. С. Пушкина (Э. т. «Пойми живой язык природы»; 1 км, 15 этапов; Дракова, Забродина, Н. П. Кочеткова, Н. П. Рябинина); в 1999 — в Гор. бору (Э. т. «Голубой карьер»; 1,5 км, 7 этапов; Дракова). Одной из лучших считается Э. т. в Кунашакском районе. Она проходит вдоль рр. Караболка и Синара, создана в 1986 (авт. А. И. Чернаткин); дл. 4,5 км; включает 15 этапов. Особенностью тропы является ее эстетич. ценность: здесь можно увидеть причудливые формы углублений и гротов, красивую панораму полей и лесов, излучину р. Караболки с обрывистыми берегами, увалами и известковыми выходами. На маршруте расположены кам. брод, Таимские болота, где гнездятся журавли, урочище Монашки (местобывшего жен. монастыря). На протяжении всего маршрута экскурсанты знакомятся с 279 видами растений (среди к-рых венерин башмачок, какалия копьевидная, княжик сиб., лук альпийский, любка 2-листная, просвирник мавританский, страусник обыкнов. и мн. др.), 200 видами птиц, в т. ч. 54 — зимующих. В зоне Э. т. обитают барсук, горностай, енотовидная собака, зайцы, землеройка, колонок, ласка, ондатра, хорь и др. ж-ные. На пути — т. н. барская дорога и барский пруд, гипсовый карьер (экскурсанты получают ист. справку: раньше на месте карьера стоял поселок первых коммунаров; во время Великой Отечественной войны женщины и старики, эвакуир. с прифронтовой полосы, добывали здесь гипс для нужд фронта; следы землянок сохранились до настоящего времени). Э. т.— перспективная форма образования, воспитания экол. культуры у различных категорий населения. Экскурсанты усваивают не только знания о природной среде, но и этич. и правовые нормы природопользования, учатся прогнозировать экол. последствия деят-сти человека. К настоящему времени в Челябинской обл. проложено уже ок. 30 Э. т.