Экономическая безопасность (ЭБ), совокупность внутр. и внеш. условий, необходимых для эффективного и динамичного развития экономики хозяйствующего субъекта (объекта ЭБ), для обеспечения способности экономики удовлетворять потребности об-ва и ее конкурентоспособности на внеш. рынках, гарантирующей от различного рода угроз и потерь. ЭБ оценивается системой показателей (индикаторов); их пороговые (предельно критич.) значения характеризуются как пограничные между безопасной и опасной областями функционирования различных сфер деят-сти. На регион. уровне экон. безопасность определяет степ. развития регион. экономики, ее интеграцию с экономикой страны и показывает регион. независимость. Вовлечение экономики России в процесс глобализации мир. х-ва, к-рый затронул экономику хозяйствующих субъектов всех уровней и вызвал потребность защиты от внеш. и внутр. дестабилизирующих факторов, придало особую остроту вопросам ЭБ. В РФ понятие ЭБ включено во мн. нормативные документы, используется в полит. дискуссиях. ЭБ широко освещается в периодич. печати и является объектом пристального внимания науч. сообщества. В совр. экон. политике России наиб. актуальными являются проблемы, связ. со стимулированием экон. роста, созданием условий для прогресса социальных отношений, обеспечением устойчивого экон. развития регионов. Недооценка регион. фактора, по мнению специалистов, относится к числу наиб. существ. причин, оказывающих влияние на темпы развития рос. экономики и, как следствие, на ее устойчивость. Регионы РФ отличаются большим разнообразием геогр. положения, природно-климат. условий, демографич. ситуаций, потенциалом развития. Экон. самостоятельность и безопасность регион. систем в наибольшей степ. зависят от социально-экон. потенциала, размеры и структура к-рого определяют место региона в территориальном разделении труда, конкурентоспособность производимых в регионе товаров и услуг, а также способствуют его комплексному социальному и экон. развитию. Чем больше совокупный потенциал региона, тем больше он имеет возможностей для устойчивого развития. В 1998 Прав-вом Чел. обл. принят закон «О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Челябинской области», в 2003 — новая редакция закона «О промышленной политике», а также утверждено пост. «О концепции промышленной политики Челябинской области». Законы позволяют более целенаправленно реализовывать обл. пром. политику, являющуюся основой ЭБ региона. Для разработки наиб. эффективной политики по обеспечению ЭБ специалистами Мин-ва пром-сти и природных ресурсов Чел. обл. была разработана методика диагностики ЭБ. В результате ее применения выявлено, что область имеет значит. природно-ресурсный, науч.-техн., кадровый и технолог. потенциал; в числе осн. угроз ЭБ в условиях транзитивной (переходной) экономики выделяются: проблемы реформирования оборонно-пром. комплекса; ориентирование экон. политики области на металлург. отрасль пр-ва при слабом развитии иных жизненно важных отраслей пром-сти; низкий уровень развития малого и ср. бизнеса; замедление темпа роста инновационного развития, недостаточный уровень инвестиционной привлекательности. На основе систематизации имеющихся и дополнительно предлож. индикаторов ЭБ в таблице представлены данные за 2000—06. В теч. 2000—06 по 11 сферам жизнедеятельности Чел. обл. регистрировался разный уровень ЭБ; в целом более благополучно складывается ситуация в экон. сфере. Улучшению ситуации способствовали тенденции оживления развития реального сектора экономики за последние годы, нек-рое укрепление инвестиционной безопасности, стабильная ситуация по внешнеэкон. безопасности. Состояние сферы безопасности рынка труда в 2006 характеризовалось как соответствующее норме. Значит. позитивные изменения произошли в сфере уровня жизни населения, сократилась доля населения с доходами ниже прожиточного минимума. Вместе с тем крайне сложной остается ситуация в сфере правопорядка, достаточно напряж.— в производств. и экол. сфере. Сопоставление фактич. и пороговых значений показателей позволяет сделать вывод о необходимости научно обосн. подхода к разработке регион. стратегии ЭБ. При этом следует исходить не только из сложившейся экон. ситуации в целом по стране и основываться на ее законодат. базе, но и учитывать краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные цели социально-экон. развития области, проводимые преобразования, существующие социальные, экон., полит. условия и традиции, сложившиеся в регионе.