Экономическое образование


Экономическое образование, составная часть полит. просвещения трудящихся в сов. время, одно из средств повышения эффективности производства. Рост образоват. уровня трудящихся, др. объективные процессы в сфере пр-ва выдвинули Э. о. в 1950-е гг. на 1-е место в сфере полит. просвещения. В Челябинской обл., как и по всей стране, вечерние парт. школы горкомов и райкомов партии были преобразованы в гор. и районные вечерние 2-годичные экон. школы парт., сов. и хоз. актива. Уже в 1957/58 уч. году вопросы экономики изучало в 6 раз больше трудящихся, чем в 1954/55. К 1960-м гг. в области функционировало 17 школ партхозактива, в к-рых по программам Высшей парт. школы обучалось более 1 тыс. чел. Был организован Чел. обл. ин-т экон. знаний, к-рый в теч. года окончило ок. 1 тыс. руководящих работников. Изучению политэкономии и конкретной экономики отводилось доминирующее место в программах вечерних ун-тов марксизма-ленинизма. Довольно скоро экон. пропаганда превратилась в инструмент экон. анализа, изыскания внутр. резервов, а кружки, школы и семинары по изучению конкретной экономики — в своеобразную форму привлечения трудящихся к управлению пр-вом. К пропаганде экон. знаний привлекались ученые, дир. предпр., инженеры, агрономы, новаторы производства. К 1970, наряду с начальными, ср. и высшими звеньями парт. и комс. учебы, сложилась структура Э. о. Она вобрала в себя в т. ч. и ф-ты (отделения) по изучению экон. проблем в системе парт. и комс. учебы, а также школы коммунист. труда, рук-во к-рыми было возложено на проф. органы. На качественно новую ступень поднялась система Э. о. после принятия пост. ЦК КПСС «Об улучшении экономического образования трудящихся» и «Об улучшении работы школ коммунистического труда» (1971). В них подчеркивалось, что взятый страной курс на интенсификацию пр-ва требует значит. образоват. роста всех участников производства. Наиб. массовой формой обучения и воспитания кадров стали школы коммунист. труда. ВЦСПС, министерства и ведомства, об-во «Знание» в соответствии с указаниями ЦК партии разрабатывали уч. программы, рекомендации по изучению передового опыта, организовывали выпуск уч.-методич. лит-ры и наглядных пособий. При обкомах и к-тах профессиональных союзов функционировали методич. советы на общест. началах, работавшие в тесном взаимодействии с домами и кабинетами политпросвещения. В Челябинской обл. их насчитывалось св. 500. К кон. 9-й пятилетки экон. знаниями овладело ок. 400 тыс. чел., в т. ч. 150 тыс. рабочих и колхозников, занимавшихся в школах комтруда (70% трудящихся сферы материального пр-ва). Наиб. изучаемыми курсами были «Основы экономических знаний», «Социализм и труд», «Передовой опыт повышения эффективности производства и качества работы». Важнейшей составной частью уч. процесса являлось выполнение слушателями практич. заданий, направл. на изыскание резервов производства. Так, в Челябинской обл. с помощью пропагандистов слушатели школ комтруда разработали и приняли более 370 тыс. встречных планов и соцобязательств, открыли более 35 тыс. «лицевых счетов эффективности и качества». Только работниками ЧМЗ, обучающимися в системе Э. о., за 1 уч. год было внесено почти 800 предложений. Их реализация позволила сэкономить 9 тыс. т металла. Ок. 100 предложений с усл. год. экономией 278 тыс. руб. внесли в 1975 ИТР Урал. автозавода в процессе изучения курса «Инженерный труд в социалистическом обществе». Итоги деят-сти системы Э. о. страны были подведены на Всесоюз. науч.-практич. конф., состоявшейся в Чел. в мае 1978. И хотя в целом была дана высокая оценка продел. работе, гл. итогом конф. стал вывод о том, что система Э. о. отстает от требований времени. Новые задачи Э. о. определило пост. ЦК КПСС, Сов. Мин. СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ «О дальнейшем улучшении экономического образования и воспитания трудящихся» (1982). К этому моменту стало очевидным, что переход к интенсификации всех отраслей нар. х-ва невозможен без развития у каждого работника конкретного экон. мышления, чувства хозяина. Была предложена иная структура Э. о., включавшая школы коммунист. труда (ШКТ), школы конкретной экономики (ШКЭ), экон. семинары; народные университеты технико-экон. знаний. Комплектование их проходило дифференцированно, с учетом уровня подготовки и интересов слушателей, содержания их производств. деят-сти. ШКТ (на ММК и нек-рых др. предпр. они назывались школами социалист. хозяйствования) комплектовались (в осн. из числа рабочих) на базе бригад, участков, др. производств. подразделений. В 11-й и 12-й пятилетках рекомендовались к изучению курсы: «Бережливость — черта коммунистическая», «Продовольственная программа СССР», «Интенсификация производства» и др. В ШКЭ занимались ИТР — нач. смен, цехов, участков, мастера, бригадиры и др. рук. Изучались курсы: «Научно-технический прогресс и эффективность производства», «Коллективные формы организации труда. Бригадный хозрасчет». Экон. семинары создавались на предпр., в проектно-конструкторских и др. ин-тах для рук. с высшим образованием, самостоятельно изучающих экон. теорию (курсы: «Экономические проблемы НТП», «Трудовой коллектив и управление», «Интенсивное развитие экономики» и т. д.). Состав ШКЭ и экон. семинаров (в кол-ве 15—25 чел.) утверждала администрация. Занятия проходили в нерабочее время 2 раза в месяц (в экон. семинарах — 1 раз). Уч. планы и программы по всем курсам Э. о. (св. 20) публиковались в «Экономической газете». Уч. пособия были выпущены массовыми тиражами в центрального издательствах. Оказывалась методич. помощь пропагандистам, к-рые отвечали за уч. процесс. Большинство предпр. и орг-ций Чел. обл. создавали советы по Э. о. (их возглавляли, как правило, первые рук. предпр.) — координирующие органы, информировавшие пропагандистов по важнейшим вопросам социально-экон. жизни, организовывали их встречи с парт., сов., хоз. рук. всех уровней, ежемесячно готовили аналитич. мат-лы, проводили консультации и т. п. Возглавлял эту работу совет по экон. образованию трудящихся при Чел. обкоме КПСС во главе со 2-м секр. (В. С. Федосеев, П. И. Сумин, А. П. Борисов). Первостеп. внимание уделялось работе по усилению практич. направленности экон. учебы: внедрению передового опыта, составлению личных (бригадных) планов повышения производительности труда, лицевых счетов экономии, обоснованию социалист. обязательств и встречных планов. В 1980/81 уч. году в системе Э. о. области занималось св. 400 тыс. чел. В кон. 1980-х гг. в связи с переводом предпр. и орг-ций на полн. хозрасчет и самофинансирование в стране был объявлен экон. всеобуч. В проведении всеобуча активно участвовали экон. отдел обкома КПСС, облсовпроф, Дом науч.-техн. пропаганды, Центр научно-технической информации, кафедры экон. дисциплин Челябинского филиала Высшей школы проф. движения и др. вузов. Он охватил все действующие и дополнительно созданные формы производств.-экон. обучения, полит. учебы и т. д. Уровень экон. подготовки трудящихся учитывался при повышении разрядов, классности, аттестации специалистов, выдвижении кадров. В целях освоения хозрасчета на ММК приняли решение частично объединить системы полит. и экон. образования. Было создано 355 политэкон. школ. Пропагандисты — нач. пр-в, цехов и гл. специалисты — обучались в ун-те управления пр-вом, к-рый возглавлял дир. комбината И. Х. Ромазан. На Чел. электролитном цинк. заводе прошли курсовую подготовку с отрывом от пр-ва все рук.— от гл. специалистов до мастеров. Наиб. подготовл. из них затем вели занятия по программе всеобуча с рабочими. Каждый работник Ашинского металлургического завода прошел целевое обучение новым методам хозяйствования. Это стало возможным благодаря созданным на заводе цеховым комиссиям производств.-экон. обучения во главе с нач. цехов. Опыт 3 этих предпр. был обобщен и получил всесоюз. известность. Достаточно эффективно был организован всеобуч на предпр. Магнитогорска, Аши, В. Уфалея, Златоуста, Копейска, Кыштыма, Южноуральска, а также на ЧТЗ и ЧТПЗ, в х-вах Агапов., Верхнеурал., Окт., Соснов. и Троицкого р-нов. Система Э. о. трудящихся перестала функционировать в нач. 1990-х гг. в связи с переориентацией предпр. на рыночные отношения и сменой форм собственности.