Иконописные мастерские


Иконописные мастерские. Первые И. м. в крае возникли в процессе рус. колонизации Южного Урала в 18 в. Изучавший этот процесс церк. историк И. А. Сперанский отмечал, что в то время по Оренб. краю ездили торговцы с иконами от суздальских живописцев или сами живописцы. Они продавали иконы обывателям для их домов, иногда обменивали старые иконы на новые. Духовные правления строго следили за соответствием созданных работ иконописным подлинникам. Каждый иконописец должен был «свидетельствоваться» Духовным правлением или посланными от него деп. На Духовном правлении лежала обязанность защиты иконописцев от произвола того или иного духовного лица. Так, в 1762 священника Переволоцкой креп., не захотевшего оплатить 2 иконы, написанные суздальским крестьянином Гавриловым для крепостной церкви, правление обязало сделать это «без удержек, не утруждая Духовное правление». К кон. 18 — нач. 19 вв. на территории Южного Урала начали формироваться стационарные иконописные центры (прежде всего монастыри), где желающие могли приобрести или заказать иконы. Одним из старейших центров иконописи был Далматовский Успенский монастырь. Искусствовед Г. И. Пантелеева называет среди работавших в нем иконописцев И. Асламова, М. Волкова, Н. Ершова, К. Калинина, И. Никитина (в последующем известного рус. живописца), К. Черепанова и др. Позднее при Чел. Одигитриевском женском монастыре И. м. основала игуменья Рафаила (Бабушкина). Две подписные иконы из созданных в чел. монастыре ныне хранятся в фондах Курганского художеств. музея. Существовали И. м. и при Казанском женском монастыре Троицка. Неск. икон из созданных здесь сохранились до настоящего времени, в частности икона, написанная монахиней Акилиной, «Достойно есть», икона «Господь благословляет детей» и др. Кроме монастырских существовали И. м., орг. светскими художниками. Иконописью занимался учитель Звериноголовской креп. Л. А. Чернышев (1-я треть 19 в.); получили известность на Южном Урале работы из мастерской А. Я. Сахарникова в Орске (действовала с 1907), к-рая принимала заказы на изготовление иконостасов, икон и стенных росписей; иконы из мастерской В. М. Ощепкова, первонач. открытой в Шадринске, а после 1911 — в Чел. В рекламном объявлении последней сообщалось, что «для исполнения художественных работ в мастерскую приглашены лица, получившие специально-художественное образование», указывалось, что художниками мастерской исполнены работы, приобрет. мн. храмами Оренб., Екатеринб. и Тобольской губ. В Чел. мастера из мастерской Ощепкова расписали Церковь во имя Св. благоверного кн. Александра Невского (Александро-Невскую церковь).