Информационные агентства и центры


Информационные агентства и центры, организации, предназнач. для сбора, обработки и распространения информ. И. а. и ц. предоставляют сведения о различных сторонах жизни об-ва редакциям СМИ, изд-вам, органам власти, ведомствам и службам. Сотрудничают с предпр., учреждениями и орг-циями, к-рые снабжают агентства информ. о своей деят-сти с целью размещения ее в СМИ. Отд. И. а. и ц. специализируются на информ. огранич. тематики. Напр., чел. агентство «Прайс», созданное в 1994, осуществляет сбор сведений о состоянии рынка товаров и услуг. Крупные И. а. и ц. выпускают печатные периодич. и непериодич. изд., готовят теле- и радиопередачи; проводят исслед. общест. мнения, мониторинг СМИ; участвуют в организации конф., семинаров и брифингов, общест. и коммерч. акций; выступают спонсорами различных конкурсов, шоу и т. п., учредителями премий; оказывают информационную поддержку различным проектам в сфере благотворительности, культуры, иск-ва и спорта. Мн. совр. агентства и центры имеют собств. информационные сайты в Интернете, функционируя, т. о., и как электронные СМИ. С 1992 действует Информационное телегр. агентство России (ИТАР-ТАСС), созданное на базе Телегр. агентства Советского Союза (ТАСС, осн. в 1925). С 1998 работает Рос. информационное агентство (РИА) «Вести», правопреемник РИА «Новости» (1993—98), в 1941—61 — Совинформбюро, в 1961—90 — Агентство печати «Новости», в 1990—93 — Информационное агентство «Новости». Корпункты ИТАР-ТАСС и РИА «Вести» работают во многих регионах, в т. ч. в Челябинской обл. В 2000 осн. Чел. регион.представительство независимого Агентства социальной информации (АСИ), созданного в Москве в 1994. Первые местные И. а. и ц. появились в сер. 1990-х гг. По данным Союза журналистов Чел. обл., в нач. 2000-х гг. в Чел. действовало ок. 20 агентств и центров, в т. ч.: Агентство общест. новостей (с 2002, рук. Ю. Г. Иванов), Агентство независимых исслед. и мониторинга СМИ (гл. ред. А. И. Чумовицкий), «Деловая книга» (с 1996, Т. В. Шуляк), «Инфо-Н» (с 2001, Д. В. Чудиновских), информационно-аналитич. центр «Панорама» (с 2001, Н. Т. Мартыненко), информационный центр «Дуслык» (с 2001), «УралНЭП» (с 2002, В. В. Пономарев), «Урал-пресс-информ» (с 1995, гл. ред. В. Г. Иванов), регион.центр по ценообразованию в стр-ве и ЖКХ «Челинформцентр» (И. М. Лазарев), Челябинская служба информации (ЧелСИ, с 1999, Ю. В. Зацепилин), «Южно-Уральская служба новостей» (с 1995) и др.; в Магнитогорске действует информационное агентство «Магниткаинформ» (гл. ред. П. Б. Веретов). В 1990-е гг. созданы агентства и центры для сбора и распространения рекламной информ., в Чел.— «Алфавит», «Афина-Паллада», «Весь Челябинск», «Иероглиф», «Навигатор», «Труиз» и др. (см. также Рекламные агентства). В последние годы появились некоммерческие организации, осуществляющие информационную поддержку общест. объединений и движений; напр., информационный центр поддержки общест. объединений «Содействие» (1997, Н. А. Баскова). ООО «УралНЭП» — одно из крупнейших агентств области, специализируется в осн. на экон. и полит. информ. На сайте агентства можно найти практически все виды сообщений — от коротких новостных сводок до развернутых обзоров и интервью. Осн. разделы: «Аналитика и комментарии», «Анонсы политических и социально-экономических событий», «Интервью Real Time», «Новости дня», «Подробности». Сотрудники агентства проводят интерактивные интервью с ведущими политиками и предпринимателями Урал. региона , форумы, опросы, ежедневный мониторинг обл. СМИ. База данных «УралНЭП» содержит электронные адреса обл., регион.и центр. СМИ, органов власти. Услугами агентства пользуются местные, федеральные и заруб. СМИ, представители пресс-служб ведущих предпр. Урал. региона, органов власти, в т. ч. аппарата Президента РФ. Ок. 40% посетителей «УралНЭП» — жит. УрФО. Продукцию агентства составляют текстовые мат-лы, аудио- и видеоролики. Орг-ция сотрудничает с ведущими регион.мониторинговыми И. а. и ц.; в 2003 стала офиц. партнером информационного проекта «Новости», реализ. в поисковой системе Интернета Yandex.

ЗАО «Информационно-аналитический центр “Панорама”» ежедневно выходило с программой новостей на обл. телеканале «Югра-Челябинск», затем на Тридцать первом канале. Для сбора информ. налажено сотрудничество с работниками пресс-служб ведущих предпр. и орг-ций Чел. обл., редакциями СМИ Екатеринбурга и Москвы; работает группа корр. Центр имеет информационный сайт в Интернете. Чел. частное предпр.

«Информационный центр “Деловая книга”» создано по инициативе руководителей моск. изд-ва «Инфра-М». В 2004 преобразовано в ООО «Эсперанто». Орг-ция предоставляет информ. библиотекам вузов, техникумов и профес. уч-щ Чел. и области о тематич. планах центр. изд-в и выпущ. книгах по экономике, юриспруденции, иностр. яз. и др. отраслям знаний; обеспечивает науч., методич. и уч. лит-рой образоват. учреждения; совм. с ЧГПУ и ин-том дополнит. профес.-пед. образования проводит методич. семинары, науч. конф. и фестивали изд-в; организует встречи с представителями ведущих рос. и заруб. изд-в, авторами эксперимент. учебных пособий. Центр сотрудничает более чем со 120 изд-вами мира, является регион.представителем заруб. изд-в: Cambridge, Express publishing, Hueber, Langenscheidt, Longman, Oxford и др.