Институты гражданского общества


Институты гражданского общества, формирующаяся и развивающаяся сеть добровольно образов. негос. структур (объединения, союзы, ассоциации, центры, фонды, палаты, клубы, организации и т. п.). Понятие о гражд. об-ве (г. о.) прошло длит. эволюцию. В царской России, как и в СССР, г. о. не было. В годы Советской власти нек-рой его аналогией являлась «советская общественность», но по существу гос. власть, ее аппарат были монополистами во всех сферах жизни. Положение изменилось с началом перестройки и реформированием гос. системы в нач. 1990-х гг. В совр. представлении гражд. является об-во, сознающее свои интересы и права, способное к самоорганизации и консолидации; оно контролирует гос-во, к-рое служит об-ву. Общест.-полит. организации выступают конструктивным оппонентом по отношению к офиц. власти, участвуют в той или иной форме в осуществлении властных полномочий. Свобода деят-сти общест. объединений гарантируется Конституцией РФ. Осн. элементы г. о.: разнообразие и равенство форм собственности, свобода труда и предпринимательства, идеологич. многообразие и свобода информ., незыблемость прав и свобод человека, развитое самоуправление, цивилиз. правовая власть. С распадом СССР по инициативе самих граждан стали возникать самодеят. организации. В Челябинской обл. к сер. 1998 обл. Управлением юстиции было зарегистрировано 1142 общест. организации, фактически функционировало 1323, в т. ч. обл. и регион. отделения междунар., общерос. и межрегион. формирований. В пределах муниципальных образований действовало 676 орг-ций. К 2000 числ. общест. орг-ций в Челябинской обл. превысила 2 тыс., к нач. 2004 — 3 тыс. Среди них структуры, объединившие производителей (Союз промышленников и предпринимателей, ПромАсс и т. п.); организации, заботящиеся о защите окружающей среды, физ. и духовном здоровье сограждан, подрастающих поколений («Лилия», «Инвалиды вследствие воздействия радиации», «Лесенка» и т. д.), а также проф., ветеранские, жен., молодежные, благотворит., правозащитные, конфессион. организации; об-ва корпоративные, инвалидов, милосердия, каз-ва, творч. работников, спорт., землячества и т. п. В структуру г. о. также входят семья и церковь. Наиболее активной и орг. частью структуры г. о. выступают полит. партии и движения, связ. идеологич. общностью и борющиеся за полит. власть. Гос-вом гарантируется равенство полит. партий перед законом независимо от излож. в их учредит. и программных документах идеологии, целей и задач (вне закона признаются партии, пропагандирующие насилие, расовую ненависть). Резкая политизация об-ва, митинговая модель демократии привели в 1989—91 к созданию неформальных общест. орг-ций, оппозиционных КПСС. В Челябинской обл. первонач. это были малочисл. политико-общест. организации, объединившиеся позднее в движение «Демократическая Россия». Пережив неск. реорганизаций, движение постепенно утратило полит. силу. Судьба мн. др. регион. отделений партий и движений 1-й волны («Держава», «Реформы — новый курс», Республиканская партия России, Социалистическая партия России, Российский христианско-демократический союз и др.) мало чем отличалась от «Демократической России». В противовес партиям прав. и правоцентристского толка Коммунистическая партия Российской Федерации и Российская коммунистическая рабочая партия осуществляли свое стр-во снизу, с уровня районов и малых городов. К лету 1993 организационный период закончился. Он свидетельствовал, что первая попытка образовать в стране реальную многопарт. систему не увенчалась успехом. Место полит. орг-ций граждан заняли крупные избират. объединения («Выбор России», «Яблоко», Либерально-демократическая партия России, Партия рос. единства и согласия, Конгресс русских общин и т. д.), опиравшиеся на устойчивую электоральную базу и солидное финансирование. Они могли влиять на деят-сть органов гос. власти всех уровней. Провед. в 1998 в Чел., Свердловской и Курганской обл. опросы общест. мнения зафиксировали «кризис общественного доверия». В середине 2001 был принят закон «О политических партиях», к-рый закрепил право участия граждан РФ в полит. жизни об-ва посредством выражения их полит. воли, участия в общест. и полит. акциях, в выборах и референдумах, а также возможность представлять собств. и парт. интересы в органах власти и местного самоуправления. Была принята идея, в соответствии с к-рой партии стали осн. инструментом продвижения канд. на выборах всех уровней. Так, за год до выборов в Гос. думу 4-го созыва право участия в них получили зарегистрир. на территории Челябинской обл. 34 регион.отделения полит. партий, из них св. 10 — вновь образов. В процессе формирования г. о. наметилась тенденция решения труд. и социальных споров с властями и работодателями в рамках переговорного процесса и согласования, через механизм социального партнерства. У истоков мн. начинаний стояли профессиональные союзы (в области — св. 30 проф. орг-ций). В начале реформ Прав-во РФ провело ряд законов, уменьшивших влияние профсоюзов на общест. жизнь: профсоюзы были отстранены от управления социальным страхованием, от контроля и надзора за охраной труда, участия в процессах приватизации и акционирования и т. д. Профорганизации, проявив взаимопонимание и солидарность действий, все же добились законодат. закрепления своих позиции и роли в федеральных и обл. законах о профсоюзах, о коллективных договорах и соглашениях. В реестре ветеранских и воен.-патриотич. орг-ций области ок. 40 объединений (советы ветеранов Карельского фронта, пограничной службы, внутр. войск; Совет ветеранов Военно-Морского Флота, Комитет ветеранов подразделений особого риска РФ, Российский союз ветеранов Афганистана, «Защитник Отечества» и др.). Только в Чел. насчитывается 16 советов ветеранов Великой Отечественной войны — реальная сила в решении вопросов ветеранской жизни, в создании шк. музеев, кадетских корпусов и т. п. Чел. регион.отделение Всероссийской общественной организации ветеранов (пенсионеров) войны, труда, Вооружённых Сил и правоохранительных органов явилось одним из инициаторов принятия федерального закона «О ветеранах», учреждения орд. и мед. Г. К. Жукова. Его первичные организации действуют во всех городах и районах области. Первые крупные и влият. объединения женщин возникли в нач. 1990-х гг. Идею объединения жен. инициатив воплотил созданный в 1997 Совет общественного движения женщин Чел. обл.; в него вошли гор., сел., труд., земляч. и др. объединения и движения женщин. Спектр деят-сти: от вопросов занятости до конкурсов красоты. Совет направляет усилия на то, чтобы как можно меньше оказывалось брош. детей, крепла семья, женщины могли проявить свои деловые качества и общест. активность. Близки по целям и задачам жен. движению организации молодежи. Отсутствие социальных программ, ранее привлекавших молодых рабочих и специалистов на предпр., трудности становления в профес. сфере, развал сов. молодежных общест. формирований и т. д. вызвали необходимость объединиться и у этой части населения. В середине 2002 на базе ранее существовавших советов молодежи предпр. Чел. обл. возникла Ассоциация молодежи пром. предпр., в к-рую на 1-м этапе влились 15 наиб. крупных орг-ций. С молодежным движением сотрудничают гор. власти и рук. предпр. Стремление подвигнуть своих сверстников к участию в общест. и полит. жизни, в избират. кампаниях привело студентов ряда ф-тов ЧелГУ и ЮУрГУ к идее создания общест. организации и центра «Общественное мнение». Авторитетным органом зарекомендовал себя созданный в Аргаяше совет аксакалов. На территории области активно действует ок. 50 нац.-культ. общест. объединений, 27 из к-рых образовали Ассамблею народов Челябинской области. Успешно функционирует Центр общественных объединений в Чел. В Чел. 119 к-тов территориального общественного самоуправления (КТОСов) в 2003 создали общест. объединение «Городские кварталы» с тем, чтобы стать связующим звеном между властью и горожанами, более эффективно помогать населению в решении насущных проблем. О росте гражд. самосознания свидетельствует появление таких общест. орг-ций, как «Гражданская позиция», некоммерч. партнерство «Голос», Общественная палата Чел. обл. и т. д. Двести десять общест. и религ. орг-ций функционируют в Златоусте; в их числе — гор. общест. палата, 23 отделения полит. партий и общест.-полит. движений. Наиб. активными из них являются представители КПРФ, ЛДПР, «Единой России», «Яблока» и Евразийской партии. Сотни общест.-полит., профес., Творч., благотворит., правозащитных, спорт. и иных орг-ций функционируют в Магнитогорске, Миассе, Озерске и на др. терр. Состоявшиеся в нач. 2004 Гражд. форум общест. объединений области и общерос. съезд подвели итог определ. этапу, констатировав, что становление И. г. о. в РФ продолжается, они все громче заявляют о себе. Осн. роль принадлежит влият. негос. силам: полит. партиям, профсоюзам, сообществам ученых, церкви, орг-циям предпринимателей, авторитетным СМИ, формирующим общест. мнение. Вместе с тем было отмечено, что под вопросом остается один из важнейших признаков г. о.-независимость его ин-тов от власти. Отодвигается изъятие гос-ва из сферы местного самоуправления. Одной из серьезных проблем является оторванность об-ва от проводящихся в стране социальных реформ, затянувшийся процесс становления независимости суда и прокуратуры, совершенствования законодательства.