Избирательная система


Избирательная система, принципы и условия участия в формировании выборных органов власти; организация и порядок проведения выборов, определения результатов голосования.

 

Избирательная система советского периода. В соответствии с Конституцией РСФСР, утвержд. 5-м Всерос. съездом Советов (10 июля 1918) — 1-м в истории России правовым актом, официально именуемым Конституцией,— высшими органами власти в губернии, уезде, городе и волости провозглашались соответствующие съезды Советов: губерн., уездный, гор. и волостной. Определялись порядок созыва этих съездов и нормы представительства. И. с. носила ярко выраж. классовый характер. К выборам не допускались 7 категорий лиц: чл. бывшей императорской фамилии; граждане, живущие на нетрудовые доходы; частные торговцы; служители культа; бывшие служащие полиции и жандармерии; умалишенные и состоящие под опекой; лица, осужд. в суд. порядке. Для усиления позиций правящей большевист. партии Конституция устанавливала нек-рые избират. преимущества для пролетариев: 1 голос рабочего приравнивался к 5 голосам крестьян. Выборы были многоступенчатыми, голосование — открытым. Исполнит.-распорядит. органами съездов Советов являлись исполнит. к-ты числ.: губ.— не более 25, уездный — не более 20, волостной — не более 10, гор,— от 3 до 15, сел.— до 5 чел. В нояб.— дек. 1919 в Челябинской губернии прошли выборы станичных, поселковых, волостных, гор. и уездных Советов. 4 дек. на Чел. горуездном съезде Советов был избран объедин. исполком города и уезда (все 18 чл. были коммунистами). 27 апр.— 3 мая 1920 состоялся губерн. съезд Советов рабочих, крест. и красноармейских деп., завершивший создание местных Советов в Чел. губ. Местные Советы были наделены широкими полномочиями: выполняли пост. вышестоящих сов. органов, проводили меропр. по экон. и культ. развитию своей терр., участвовали в борьбе с саботажем и контрреволюцией, решали все вопросы, имевшие местное значение. Деп. всерос. съездов Советов избирались на губерн. съездах. Наряду с деп., имевшими решающий голос, в работе съездов принимали участие деп. с совещат. голосом, как правило, посланцы уездных съездов Советов. Так, по решению 6-го Чел. губерн. съезда Советов от 8 дек. 1922 на 10-й Всерос. съезд Советов (признавший своеврем. гос. объединение сов. республик) были избраны 12 деп. с решающим голосом и 3 — с совещат. Ими были: предс. губисполкома А. И. Парамонов, секр. губкома РКП(б) М. И. Лисовский, заместитель председателя губисполкома П. Д. Каширин (см. Каширины), предс. губпрофсовета Я. А. Кроник, предс. Троицкого уездного исполкома Г. И. Пискунов, предс. Верхнеурал. исполкома П. М. Антонов, предс. Курганского уездного исполкома И. А. Фарафонов, предс. Уралпромбюро ВСНХ, чл. президиума Урал. экон. совета, чл. Уралбюро ЦК В КП(б) и Уралбюро ВЦСПС Д. Е. Сулимов, предс. Чел. горисполкома К. В. Рындин, чл. Златоуст. уездного исполкома Е. К. Простокишин, зав. женотделом губкома РКП(б) Е. Ф. Торбакова, губвоенком С. П. Рамзайцев. На Всерос. съезде Парамонов был избран в состав ВЦИК. В нояб. 1923 вместо 4 урал. губерний было создано 15 округов (в т. ч. Чел., Троицкий, Златоуст.), вошедших в Уральскую область. В 1924 была принята Конституция СССР, в 1925 — новая Конституция РСФСР. Структура органов власти, как и И. с. в целом, сохранялась. Прямыми были выборы только в гор. и сел. Советы. Делегаты всех остальных уровней избирались на соответствующих съездах Советов на основе принципов представительства и делегирования. С 1923 по 1931, в т. н. период районирования Урала, было проведено 8 избират. кампаний. В это время кол-во избирателей в сел. местности Урал. обл. выросло в 2, в городах — более чем в 4 раза. В 1929 в предвыборных собр. в городах участвовало более 300 тыс. рабочих и чл. профсоюзов, в 1930 — св. 400 тыс.; в 2300 сельсоветах состоялось 7730 собр. с участием св. 650 тыс. чел., в 1930 на 8410 собр. в сельсоветах присутствовало 775 тыс. Процент участия женщин в выборах 1931 достиг 75,4%. Более 66% чл. президиумов Советов и св. 70% их предс. были выходцами из рабочих. В 1931 развернулось масштабное социалист. соревнование между избират. участками и целыми районами за лучшее проведение выборов. Были задействованы сотни агитбригад, проф., комс. и культ. орг-ций. Особое внимание уделялось обсуждению наказов избирателей (внесено 22 129), их выполнению. Перевыборные кампании сопровождались обострением классовой борьбы в городе и в деревне. Общее кол-во лишенных избират. прав по Урал. обл. колебалось в разные годы от 19,6 тыс. до 40 тыс. чел. С принятием Конституций СССР (1936) и РСФСР (1937) была изменена И. с., перестроена вся система Советов. Закрепилось всеобщее равное и прямое избират. право (при тайном голосовании), предоставляемое с 18-летнего возраста. Были восстановлены в избират. правах лица, к-рые в прошлом эксплуатировали чужой труд. Вместо союз. и респ. съездов Советов и ЦИК стали избираться Верх. Советы СССР и РСФСР. Выдвижение канд. происходило на общих собр.; предоставлялись возможность обсуждения каждого канд., неогранич. право критики и отвода (см.: Депутаты Верховного Совета РСФСР; Депутаты Верховного Совета СССР). 12 дек. 1937 жит. Чел. обл. избрали 11 представителей блока коммунистов и беспартийных в высший орган гос. власти СССР. Затем прошли выборы в Верх. Совет РСФСР и местные Советы депутатов трудящихся, в т. ч. в 1-й (в связи с созданием в 1934 Челябинской области) обл. Совет. Ввиду обстоятельств воен. времени срок полномочий деп., избр. в довоен. время, был продлен. Очередные выборы состоялись в 1946—47. На каждых последующих выборах составы деп. всех уровней обновлялись не менее чем на треть. В 1960—70-х гг. числ. депутатского корпуса Чел. обл. составляла ок. 18 тыс. чел., в т. ч. 57,5% — рабочие и колхозники, 41% — женщины, не менее 1/3 — молодежь до 30 лет. В аналогичных пропорциях формировался любой Совет деп. трудящихся. В 1977 была принята 3-я Конституция СССР, в апр. 1978 — 4-я Конституция РСФСР. По сравнению с предшествующими в них появились главы о полит. системе об-ва, статусе нар. деп. и др. Конституции расширили полит. права граждан: появились формы «непосредственной демократии» — всенар. обсуждение и референдум; право на обжалование действий должностных лиц, на суд. защиту от посягательств на честь и достоинство, на критику действий гос. и общест. орг-ций. Срок полномочий деп. Верх. Советов страны и респ. был увеличен до 5, местных Советов — до 2,5 года. Новый этап конституционных реформ связан с решениями 19-й парт. конф. (1988). Изменения и дополнения, внес. в дек. 1988 в Конституцию СССР, существенно преобразили И. с. Центр. место было отведено Съезду нар. деп. СССР. Он наделялся всей полнотой власти в стране и был правомочен рассматривать любой вопрос, отнес. к ведению Союза ССР. Количеств. состав Съезда был установлен в 2250 деп. (по 750 от территориальных и нац.-территориальных округов и от общесоюз. общест. орг-ций). Сохранялись ранее утвержд. округа и система работы избират. комиссий. Для выдвижения канд. от труд. коллективов и по месту жительства требовалась поддержка не менее 300 чел. В соответствии с новым законом СССР «О выборах народных депутатов СССР» в Челябинской обл., как и в целом по стране, в 1989—90 были проведены выборы деп. Советов всех уровней. Они отличались небывалой ранее активностью избирателей, общест. орг-ций и труд. коллективов, состязательностью нескольких канд. в деп. по одному округу. Сформир. по итогам выборов законодат. органы оказались самыми демократич. с точки зрения отражения интересов избирателей. Нар. депутатами СССР стали 14 южноуральцев, нар. деп. РСФСР — 25; в обл. Совет нар. деп. было избрано 236 чел. Из их числа был сформирован Малый совет обл. Совета нар. деп. из 19 чел. Между тем все более утверждалась исполнит. власть, что и предопределило возникновение в области т. н. Челябинского противостояния в 1993. Противостояние 2 ветвей власти на федеральном уровне породило конституционный кризис. 21 сент. 1993 Президент РФ Б. Н. Ельцин издал Указ № 1400 (вопреки действующей Конституции), по к-рому были распущены Съезд нар. деп. СССР и Верх. Совет РФ. Одноврем. были объявлены выборы в новый парламент и проведение конституционного референдума. И. с. сов. периода перестала существовать. (См. также Депутат.)

 

Избирательная система постсоветского периода. Начавшееся в 1990-х гг. реформирование И. с. шло сразу по неск. направлениям. Были введены: 2-туровая мажоритарная И. с. относит. большинства, подписные листы, принцип состязательности канд. в деп.; стал действовать ин-т наблюдателей за проведением выборов, учитываться голоса, поданные против всех канд.; был введен принцип активного голосования, при к-ром избирателя обязали заполнять бюллетень собственноручно. Для замещения 1/2 мандатов депутатов Государственной думы была введена пропорцион. И. с., установлен 5%-й «заградительный» барьер. Электоральной традицией Чел. обл. является использование мажоритарной И. с. и одномандатных избират. округов при выборах деп. законодат. (представит.) органа гос. власти — Законодательного собрания Чел. обл. (ЗСО; в 1994—96 — Челябинская областная дума). Мажоритарная система предполагает такое определение результатов голосования, при к-ром избранным считается канд., получивший по данному избират. округу большинство (абс. или относит.) голосов; при этом избират. округа являются одномандатными, т. е. по ним может быть избран только 1 деп. С 2005, в соответствии с федеральными законами «О политических партиях», «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», половина мест (30) состава ЗСО распределялась на выборах по пропорцион. системе при «заградительном барьере» 5%. Выборы деп. Гос. думы Федерального Собр. РФ в 2007 впервые были проведены только по пропорцион. И. С. с использованием 7% «заградительного барьера». В 2006 при проведении всех видов выборов из избират. бюллетеня и иных избират. документов исключена позиция «против всех кандидатов (всех списков кандидатов)»; при проведении выборов в органы гос. власти субъектов и органы местного самоуправления исключен порог явки избирателей для признания их состоявшимися.