Опытный завод


Опытный завод, одно из старейших подразделений Челябинского тракторного завода; завод-лаборатория для отработки технологии изготовления образцов новой техники. Проект О. з. был создан в 1929 Ленингр. Гипромезом, срок стр-ва определен в 8 мес. Разрабатывая модель первого отеч. гусеничного трактора (С-60), конструкторы взяли за основу амер. «Катерпиллар»; первый опытный образец был собран к 15 февр. 1931. Коллектив О. з. (совм. с коллективом конструкторов) приступил к отработке узлов и подготовке технологии конвейерного пр-ва тракторов. 15 июля 1935 собран первый дизель-мотор М-17, в авг. 1935 — первый дизельный трактор С-65 (на Междунар. выставке в Париже в 1937 удостоен Гран-при). В довоен. годы на О. з. были созданы гавогенераторный трактор СГ-65, работавший на дровах, арт. тягач С-2. В 1931—32 заводом было выпущено 525 «русских катерпилларов». В годы Великой Отечественной войны предпр. стало эксперимент. базой для создания бронетанк. техники (См. Танкоград). Приказом Наркомтанкопрома (1942) преобразовано в опытный танкомоторный завод № 100 Танкопрома (такое наим. сохранялось до 1952, затем следовали различные реорганизации — предприятие было отделом № 4 ЧТЗ, опытно-производств. базой, цехом опытных работ, в 1998 получило совр. наим.). В годы войны в его цехах изготовлены опытные образцы скоростного танка КВ-1C, огнеметного КВ-8С, КВ-85, ИС-1, ИС-2, на их базе — артсамоходных установок СУ-152, ИСУ-122, ИСУ-152. Вклад завода в оборону страны отмечен орд. Ленина (1944). В послевоен. годы на О. з. собраны новые образцы боевых и нар.-хоз. машин: арт. тягач АТ-С, тяжелый танк нового поколения Т-10 и его модификации, боевая машина на возд. подушке Т-760, тяжелый танк Т-770, ракетный танк Т-775, боевая машина пехоты (БМП-1), моторно-трансмиссионная установка МТУ-2 для танка «Урал», а также образцы пром. тракторов С-80, С-100, Т-100М, ДЭТ-250, Т-100МЗ, Т-130, Т-10, Т-200 и Т-140 (передан для пр-ва Брянскому з-ду), Т-330 (передан Чебоксарскому з-ду). В 1980—2007 предпр. по изготовл. образцам выпускало малыми сериями супертрактор Т-800, занес. в Книгу рекордов Гиннесса (как самый большой и производит.: полн. масса в снаряж. состоянии — 106 т, дл. 12,4 м, шир. с бульдозерным оборудованием 6 м, выс. 4,9 м), а также тракторы Т-170, ДЭТ-320, Т-10, Т-15, радиоуправляемые тракторы на базе Т-10 (использовались при ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС) и Д3-171.1КЗ — на базе Т-170 с защищ. от радиации кабиной, бульдозер Б-12, а также бульдозеры, рыхлители, фронтальные погрузчики и трубоукладчики на базе тракторов Т-170, Т-10, Т-15. Созданы опытные образцы типизиров. ряда тракторов нового поколения Т-1, Т-2, Т-3, виброкатка ВК-24, колесных погрузчиков ПК-5 и бульдозера БК-10, бульдозера-компактора КК-20. Мн. из них удостоены высоких наград на междунар. выставках. Предпр. возглавляли Манн (1930—31), В. И. Ильичев (1931-32), К. П. Левин (1932-33), А. Я. Поваляев (1933-35), П. М. Данилюк (1935—36), Н. Н. Ворошилов (1936—43), Ж. Я. Котин (1943-45), Е. В. Гуревич (1946—49), Е. В. Мамонтов (1949—52), П. И. Мохир (1952—56), Е. В. Мещеряков (1956—57), Л. И. Скорятин (1957—60), А. В. Гончаров (1960—69), И. И. Кутыгин (1969—87), Б. В. Власов (1987—88), Ю. С. Тетюков (1988—96; 1997—2004), П. Ф. Попов (1996—97). С 2004 дир. В. М. Демидов.