Платные услуги населению


Платные услуги населению, услуги потребительского характера, реализуемые за плату. Первая статистич. информ. о бытовых услугах появилась в нач. 1960-х гг., когда данной сфере стало уделяться больше внимания. В 1960 населению Чел. обл. было оказано платных услуг на 16,0 млн руб. (в фактич. ценах). Самыми популярными являлись ремонт и индивид. пошив одежды (50,0%), парикмахерские услуги (15,0%), ремонт и индивид. пошив обуви (7,5%). К 1965 объем оказываемых населению области бытовых услуг практически удвоился, сумма оплаты их составила 29,2 млн руб. Наиб. востреб. оставались услуги по ремонту и пошиву одежды (30,0%) и парикмахерские (13,7%), ремонту и индивид. пошиву обуви (8,2%), ремонту бытовой техники и трансп. средств (7,9%), что, несомненно, говорило о росте благосостояния населения. К 1970 объем П. у. н. вновь удвоился: сумма оплаты составила 54,4 млн руб. (ремонт и индивид. пошив одежды — 29,4%, парикмахерские услуги — 11,8%, ремонт бытовой техники и трансп. средств — 10,7%). В 1965 в службе быта было занято 19,3 тыс. чел., в 1970 — 26,2 тыс. Кол-во предпр. бытового обслуживания населения за этот же период выросло с 2266 до 2555, приемных пунктов — с 209 до 518. В нач. 1990-х гг. развитию сферы П. у. н. придавалось большое значение; предпринимались попытки посредством оказания П. у. н. компенсировать часть задолженности по заработной плате работникам пром. предпр. и орг-ций. Выполнение плана по П. у. н. находилось на контроле парт. органов. Перечень платных бытовых услуг, оказывавшихся населению, приведен в табл. 1. Полит. и экон. преобразования в стране привели к тому, что к кон. 1990-х гг. платные бытовые услуги стали недоступными для значит. части населения: часть ден. доходов шла на оплату обязат. услуг (жил.-коммунальных, связи и т. п.), стоимость к-рых росла большими темпами. В 2004 доля бытовых услуг в общем объеме П. у. н. составила 9,8% (в 2000 она равнялась 16%, в 1990 — 31,7%). Населению области было оказано бытовых услуг на 2943,0 млн руб. [в сопоставимых ценах объем за год вырос на 8,5%; ок. 68% услуг оказано населению индивид. предпринимателями (ИП) и некорпоративными предпр. (НП), занимающимися предпринимат. деят-стью без образования юрид. лица]. ИП и НП почти полностью обеспечили потребности населения в услугах по ремонту и пошиву швейных, меховых и кожаных изделий, головных уборов и текстильной галантереи, ремонту, пошиву и вязанию трикот. изделий (94,2%), ремонту и стр-ву жилья и др. (88,9%); ремонту и техн. обслуживанию бытовой радиоэлектронной аппаратуры (75,5%); ремонту и техн. обслуживанию трансп. средств, принадлежащих гражданам (78,3%). Объем бытовых услуг населению, оказываемых предпр. разных форм собственности, в 2004 составлял: 6,1% — муниципальными, 1,4% — гос., 4,6% — др. негос., 87,9% — частными. Постоянно увеличивается объем услуг по техн. обслуживанию и ремонту автотрансп. средств; доля его возросла с 6,7% в 1995 до 31,9% в 2004 (рост физ. объема этого вида в 2004 по сравнению с 2003 составил 6,3%). Увеличивающийся ежегодно парк автотрансп. средств, находящихся в личной собственности граждан, дает основание полагать, что автосервис — один из самых перспективных видов услуг (см. табл. 2). Достаточно велика в общем объеме доля услуг по ремонту и стр-ву жилья и др. построек (14,4%). В условиях нестабильности экономики, сопровождающейся стремит. ростом цен, приобретение жилья стало выгодным вложением свободных денежных средств населения (см. табл. 3). В 2005 населению Чел. обл. было оказано услуг по ремонту и стр-ву жилья на 573,8 млн руб., что в 4,1 раза больше, чем в 1990, и на 32,2% выше уровня 2004. Одним из путей увеличения объемов индивид. стр-ва (и как следствие — объемов П. у. н.) могло бы стать долгосрочное кредитование. Но высокая стоимость кредитов (15—28% годовых) и низкий уровень платежеспособности населения сдерживают кредитование населения и развитие ипотеки. Сокращение спроса в 2000-е гг. на нек-рые осн. виды бытовых услуг объясняется тем, что подавляющая часть населения области вынуждена ограничиваться потреблением лишь самых необходимых и обязат. услуг (жил.-коммунальных, трансп. и др.) и, по сути дела, оказывается лишенной широкого спектра разнообразных предложений. К тому же на большинство видов бытовых услуг установлено свободное ценообразование, что приводит к их постоянному удорожанию (в 2005 — на 21,3%). Наибольший прирост цен отмечался на ритуальные услуги (на 93,7%), услуги бань и душей (25,0%), парикмахерских (29,7%), ремонт бытовых машин, приборов и изготовление металлоизделий (17,5%), ремонт и техн. обслуживание трансп. средств (17,9%). Развитие П. у. н. Чел. обл. и их структура представлены в табл. В 1990-е гг. впервые стал публиковаться расчетный показатель объема реализации П. у. н. в ср. на 1 жителя области. Так, в 1990 он составил 267,7 руб., в 1995 — 640, в 2000 — 3002, в 2004 — 8393, в 2005 — 11580 руб. (этот показатель на 26,6% ниже, чем в ср. по России). Анализ данных о среднедушевом потреблении П. у. н. показывает явное преобладание услуг жил.-коммунального х-ва, пас. транспорта и предпр. бытового обслуживания. Вместе с тем за годы экон. реформ значит. вырос уровень потребления населением услуг правового характера (с 1,18 руб. в ср. на 1 жителя области в 1985 до 345 руб. в 2005), услуг связи (с 9,97 до 2133 руб.), здравоохранения (с 0,66 до 873 руб.), системы образования (с 10,49 до 912 руб.). Показатели работы сферы услуг, одной из первых перешедшей на рыночные отношения, являются своеобразным индикатором уровня жизни населения. В 2005 жит. области было оказано платных услуг на 41008,6 млн руб., что выше уровня 2004 на 17,5%. Объем П. у. н. Чел. обл. занимает 1,8% в общем объеме платных услуг РФ и 22,4% в объеме П. у. н. УрФО. Наиб. высокую долю в объеме платных услуг населению Уральского федерального округа занимает объем Свердловской обл.— 37,4%, Тюменской обл.— 36,3%. Расходы на оплату услуг составляют пятую часть (21,2%) всех потребительских расходов населения (см. Денежные расходы населения). П. у. н. предоставляют предпр. и организации всех форм собственности. В общем объеме П. у. н. осн. долю (44,4%) составляют услуги, оказ. в частном секторе экономики и на предпр. муниципальной формы собственности (23,7%). На долю ИП и НП, осуществляющих деят-сть без образования юрид. лица, в общем объеме П. у. н. приходится 19,1%. Особенно значительна их доля на рынке услуг правового характера (99,4%), бытовых услуг (67,9%), здравоохранения (51,2%). Наибольшее развитие индивид. предпринимательство получило в городах. Однако в 2005 на фоне роста объема П. у. н. в целом по области (на 17,5%) в 12 городах и районах наблюдалось снижение (см. табл. 5). Наиб. высокими темпами росли объемы П. у. н. в Нязепетров. (на 50,8%), Красноарм. (на 34,3%), Еманжелинском (на 44,0%), Бред. (на 39,4%) р-нах. В то же время снизился объем в Соснов. (на 12,2%) р-не, в Миассе (на 1,2%). Среднедушевое потребление П. у. н. в 2005 составило 11580 руб. (в 2002 — 5196). Более чем в 5 раз ниже среднеобл. уровня потребление их в сел. р-нах: Кизил., Кунашак., Нагайбак., Троицком. В Чел. этот показатель превышает среднеобл. на 75,9%. Динамика потребления П. у. н. [измеряется индексом физ. объема (ИФО) платных услуг] находится под влиянием ценового фактора (удорожание услуг ведет к снижению спроса на них, и наоборот; см. табл. 6). Отрицательно на объеме П. у. н. сказалось резкое повышение цен с нач. 1990-х гг. на нек-рые их виды: в 2005 услуги жил.-коммунального х-ва подорожали на 27,1%; учреждений культуры — на 16,9%; физической культуры и спорта — на 18,6%; образования — на 15,5%; здравоохранения — на 25,4%, санаторно-курортные — на 20,5%; бытовые услуги — на 21,3%. Регулирование тарифов на мн. виды П. у. н. осуществляется как на гос. (проезд и перевозка багажа в поездах дальнего следования, междугородная и гор. телеф. связь, нек-рые услуги почтовой и телегр. связи и т. д.), так и регион. (жил.-коммунальные, ритуальные услуги, перевозка пассажиров всеми видами общест. гор. и пригородного транспорта и т. д.) уровнях. Увеличение тарифов на П. у. н. в 2005 на 8,4% опережало повышение цен на товары (см. табл. 7). Развитие сферы услуг идет по рыночному пути, где спрос определяет предложение, к-рое напрямую зависит от материального благосостояния населения. Лишь стабилизация экономики, повышение жизн. уровня населения могут привести к развитию сферы услуг.