«Синяя блуза»


«Синяя блуза», в 1920-30-х гг. в СССР жанр агитационных эстрадно-театр. представлений. Первонач. театр.-эстрадный коллектив Моск. ин-та журналистики (инициатор создания, автор и один из исполнителей — Б. С. Южанин; участники выступали в синих рабочих блузах — отсюда назв.). Возник в 1923 на базе «живой газеты» (представление, посв. злободневным событиям и фактам, часто осн. на мат-лах СМИ). Профес. и самодеят. коллективы «С. б.» действовали по всей стране с 1923 до нач. 1930-х гг. (местами — до 1940-х гг.); их представления являлись оперативной и действ. формой массовой просветит. и агитационно-пропагандистской работы. (См. также: Авиация агитационная; Агитпоезда; Атеизм и антирелигиозная пропаганда; Наглядная агитация.) Выступления «синеблузников» отличались тематич. злободневностью, сочетанием героики и патетики с сатирой и юмором. Нередко пародийность антирелиг. представлений носила оскорбит. для верующих характер. Осн. принципом построения программ являлся информационно-художеств. монтаж, включающий обозрения событий производств., общест., междунар. жизни, сценки, речевки, частушки, физкульт. композиции («пирамиды», маршировки и т. п.). «Синеблузники» выступали в кр. уголках, клубах, цехах фабрик и заводов. Ряд коллективов «С. б.» гастролировал за рубежом (Германия, Польша, Китай и др.), оказав влияние на становление рабочего театра различных стран. В «С. б.» начинали творч. деят-сть мн. сов. писатели, композиторы, актеры, режиссеры, художники. Нек-рые агитационно-художеств. коллективы («Живая газета» и «С. б.») дали начало театрам рабочей молодежи (ТРАМ; см. Театр рабочей молодёжи) и театрам драмы. Так, в Магнитогорске Театр рабочей молодежи (ныне Драматический театр им. А. С. Пушкина) был образован на базе агитбригады «Живая газета», лит. композиции для к-рой готовили С. Д. Нариньяни и И. В. Шток (впоследствии известные драматурги), поэт Б. А. Ручьёв; музыку писали А. Белый, М. И. Блантер. Неск. коллективов «С. б.» действовали в Уфалее: при рабочем клубе им. Фокина (с 1923; рук. А. Н. Дмитриев; участники: И. Вараксин, К. Запащиков, В. Огарков, Д. Уткин, П. Черноскутов и др.); на Верхнеуфалейском металлург. заводе (рук. К. П. Воробьёв); на ж.-д. ст. Уфалей (рук. И. Шевелин); в СШ № 1 (рук.— дир. школы Н. И. Сухоруков); в пос. Ниж. Уфалей. В Кусе коллектив «С. б.» (рук. И. М. Иконников; активисты — комсомольцы К. И. Белоус, С. В. Ванин, М. Н. Макеев, В. Т. Соколов и др.) ставил концерты и спектакли на площади и улицах Кусы и ближних населенных пунктов; большое впечатление на зрителей произвел спектакль «Овод», поставл. в 1925 по одноим. роману Э. Войнич. Агитационный театр «С. б.», орг. в 1930 в пос. Бакале (ныне город Саткинского района) на базе клуба им. Артема, выступал на сцене клуба и перед труд. коллективами Бакальских рудников. В его актив вошло ок. 40 чел., в т. ч. чл. производств.-бытовой коммуны «Даешь руду!» [3. Байбурин (награжд. в 1938 за ударный труд орд. Ленина), А. Васильев, Н. Желтышев, П. Мирных, Т. Плис, Б. Шабельник (в 1930 в составе сов. молодежной делегации выезжал в Германию, встречался с Э. Тельманом)], а также А. В. Аршавин, И. К. Быстров, И. Захарова, Б. С. Копытова (позднее возглавляла СШ № 12 и др. уч. учреждения Бакала), Г. С. Орлов и др. На Тяжелом руднике действовало подразделение «С. б.» (ок. 10 чел.). Бакальские «синеблузники» сами писали сценарии и стихотворные тексты, оформляли декорации (картонные макеты забоев, паровоза и т. д.), приобретали за свой счет муз. инструменты. Выступления начинали песней «Мы — синеблузники, мы — профсоюзники». Особую популярность в 1931—32 приобрели куплеты: «Блюхера Особая нам шлет укор, / Она, мол, своему врагу дала отпор, / А мы-то здесь, забойщики, сдаем свои посты, / Мы слабо берем добычу и плохо рвем пласты. / Нажми, горняк, на ломик и кайло, / Пусть гром гремит, пускай мороз трещит. / Не умолкай, греми за взрывом взрыв. / Даешь руду! Даешь победу! Бей прорыв!». В 1931—34 среди гл. тем выступлений были техн. рек-ция Бакальских рудников и намечавшееся стр-во Бакальского металлургического завода («Приказ дан. Расставить силы, включить ток и на ликвидацию прорыва!»). В июле 1932 коллектив «С. б.» выступил перед делегацией нем. коммунистов, прибывших в Бакал по приглашению ЦК ВЛКСМ и Международной организации помощи борцам революции. Последнее его выступление состоялось 29 окт. 1933, в день 15-летия ВЛКСМ. В Сатке в 1930—34 пользовались успехом представления агитбригады «С. б.», действовавшей при местном клубе. В селах Увельского района в нач. 1940-х гг. выступала агитбригада «С. б.», орг. Н. В. Овчинниковым (в 1944—46 зав. районным отделом культ. — просвет. работы). На Южном Урале получили известность творч. деят-стью в движении «синеблузников» актер и реж. В. Г. Маевский, актер и реж. В. В. Оссовский, баянист М. П. Сартасов и др. В жанровом отношении были близки постановкам «С. б.» спектакли Челябинского театра малых форм и сатиры (ТАМФС; см. Театр оперетты). С сер. 1930-х гг. получили широкое распространение агитационно-концертные бригады (использовавшие более разнообразные формы самодеятельного художественного творчества); в 1960—70-е гг.— студенч. агитбригады и т. н. устные журналы (в уч. заведениях, на предпр.).