Скифо-Сибирский звериный стиль


Скифо-сибирский звериный стиль, звериный стиль, условное наименование широко распростран. в древнем иск-ве стиля, отличит. черта к-рого — изображение отд. ж-ных, частей их тела, а также сложных композиций из неск. ж-ных. Звериный стиль возник у ряда народов в бронз. веке, особенное распространение получил в раннем жел. веке. Наиб. развит был в скифо-сарматском иск-ве (см.: Сарматы; Скифы) Сев. Причерноморья, Южного Урала и Ниж. Поволжья, а также в иск-ве племен Юж. Сибири 1 тыс. до н. э. и первых веков н. э. (отсюда назв.). Сложился под влиянием иск-ва Центр. Азии и Китая, Передней Азии и Ирана; в Причерноморье испытал значит. влияние древнегреч. иск-ва. Сплав разных элементов, подвергшихся местной переработке и дополнявшихся местными элементами, привел к формированию оригинального звериного стиля, для к-рого характерна реалистич. передача форм ж-ных и их движений. Наиб. распространены изображения травоядных ж-ных, хищных зверей и птиц, а также фантастич. существ (грифонов). Наряду с одиночными фигурами ж-ных встречаются изображения групп зверей (чаще всего орла или хищника), терзающих травоядное ж-ное. Реалистичность изображений сочеталась с определ. условностью: фигуры зверей располагались применительно к форме вещи, к-рую они украшали; ж-ные изображались в канонич. позах (скачущими, борющимися; копытные — с подогнутыми ногами, хищники — иногда свернувшимися в кольцо). Существовали условные приемы и в передаче отд. частей тела ж-ного (глаза в виде кружков, рога — завитков, пасть — полукругом и т. д.). Часто вместо целого ж-ного изображалась только часть, служившая его символом (голова, лапы, когти зверей и птиц, клюв и т. п.). Контуры тела зверя иногда заполнялись фигурами ж-ных или их частями и схематичной головой хищной птицы. Подвески, бляшки и др. предметы, изготовл. в виде частей ж-ных (лапа, коготь, нога с копытом, клюв, хвост птицы, глаз и пр.), могли символизировать целое ж-ное. Изображения выполнялись в невысоком рельефе при помощи ковки, чеканки, литья, тиснения и резьбы, чаще всего из бронзы, золота, серебра и железа. Известна резьба по дереву и кости, аппликации из кожи и войлока, татуировка человеч. тела, выполн. в зверином стиле. В наборе предметов, на к-рые помещались изображения ж-ных, особенно в ранний период развития С.-с. з. с., отчетливо проявилась его связь с воинской средой и воен. бытом. Можно выделить 3 осн. группы предметов: оружие, предметы сбруи боевого коня и предметы сакрального и социально-культового назначения (зеркала, жертвенники). На вещах повседневного обихода и украшениях звериный стиль встречается редко. Вероятно, именно воинская среда явилась определяющей в формировании эстетич. принципов иск-ва ранних кочевников степной Евразии, к-рые проявлялись не только в выборе сюжетов, но и в стилистике изображений. В своей основе звериный стиль имеет, скорее всего, магич. представления, согласно к-рым на обладателя изображений определ. ж-ных или отд. частей их тела переносились присущие этим ж-ным черты. Все это и характерно для С.-с. з. с., сюжеты к-рого почти всегда отражают идеал воина. Особо выделяются и подчеркиваются те органы ж-ных, к-рые символизировали зоркость и остроту слуха, силу, ловкость и смелость в борьбе — глаз, ухо, рога, зубастая пасть, клюв, когтистые лапы. Вполне вероятно, что отд. образы звериного стиля связаны с конкретными божествами или представлявшимися божеств. космич. силами. Причем одно и то же божество могло воплощаться в различных ж-ных, а ж-ные одного и того же вида могли служить для воплощения различных божеств. Во 2-й пол. 5 и особенно в 4 вв. до н. э. С.-с. з. с. претерпел существ. изменения, отражающие эпохальные этнокульт. изменения в степной и лесостепной Евразии. Наиб. характерной чертой звериного стиля этого времени является усиление орнаментализации и схематизации, что привело к утрате тех черт условного и обобщ. реализма, к-рые были присущи ему в предшествующий период. Возросла парадно-декоративная функция звериного стиля, а его связь с чисто воен. бытом уменьшилась. Росла популярность антропоморфных образов и сюжетов, не составляющих, однако, единого стилистич. направления. Распространялись жанровые сцены, вероятно, связ. с героич. эпосом. Уменьшилось значение религ. функции звериного стиля, однако магич. его сторона еще сохранялась. В 3 в. до н. э. почти повсеместно происходило быстрое и полн. исчезновение звериного стиля. В С.-с. з. с. отчетливо выделяются его варианты, в т. ч. и поволжско-урал., или савромато-сарматский, окончат. сложившийся не позднее сер. 6 в. до н. э., связ. в осн. с ираноязычными кочевниками Южного Урала и Ниж. Поволжья. Геогр. положение волго-урал. степей определило его тесные связи и зависимость, с одной стороны, от зооморфного иск-ва скифов Причерноморья, с др.— от звериного стиля саков Казахстана и Ср. Азии, ранних кочевников Юж. Сибири и Центр. Азии. Среди зооморфных изображений в савромато-сарматском варианте звериного стиля 1-е место занимают хищники сем. кошачьих, волк и медведь, орел или фантастич. орлиноголовый грифон, реже изображались олень, лось, кулан, горный козел и баран, верблюд, сайгак, лошадь и баран. Особенностью южноурал. стилистич. группы звериного стиля является изображение ж-ных в борьбе. Кроме отд. фигур ж-ных или их частей в этой группе известны композиции из неск. фигур ж-ных. Специфич. для культуры Южного Урала группу предметов представляют кам. жертвенники с зооморфными изображениями. В памятниках Южного Урала найдена и серия изображений птиц, выполн. очень схематично. Силуэтно передана голова с большим клювом, иногда намечен круглый глаз. В нек-рых случаях такое контурное изображение головы птицы сочеталось с солярным знаком в виде сегнерова колеса и хвостом-пальметкой. Обычным для Южного Урала было использование мотивов хвоста, клюва, копыта, когтя в качестве символов определ. ж-ных. Во 2-й пол. 5 и особенно в 4 вв. до н. э. в савромато-сарматском зверином стиле происходили те же изменения, что и в С.-с. з. с. в целом.