Следственные комиссии


Следственные комиссии Временного Сибирского правительства, чрезвычайные внесуд. органы охраны правопорядка, существовавшие на территории Урала и Сибири в период власти белых. Создание С. к. началось сразу после ликвидации Советской власти, когда встал вопрос о судьбе арест. ее сторонников. Первонач., в связи с тем что на территории, где была свергнута Сов. власть, действовали разнородные полит. силы, отсутствовали единые принципы формирования С. к. и организационная централизация; С. к. были относительно демократичными по составу. Так, в Златоусте из 7 чл. С. к. 5 были рабочими. В крест. волостях выборы происходили на сел. сходах, на каз. терр.— на станичном круге. Деят-сть С. к. находила определ. поддержку среди населения, недовольного политикой Советской власти в отношении частной собственности (национализация предпр., реквизиции). Унификация принципов создания и деят-сти С. к. связана с изданием Временным Сибирским правительством «Положения о военно-следственных комиссиях» (20 июня 1918), в к-ром определялись порядок их формирования, круг подлежащих преследованию лиц, меры наказания. В работе С. к. отмечалось немало противоречий. Созданные для наведения порядка в работе многочисл. карат. органов, они вносили элемент законности в их деят-сть, частично ограничив волну необосн. арестов. Так, из доклада Кыштымской волостной земской управы о работе С. к. известно, что со дня ее образования «были рассмотрены дела о 111 арестованных, из коих о 74 лицах дела производством прекращены за недостаточностью улик к их обвинению в принадлежности к большевистской власти, 7 человек сданы в распоряжение военных властей, а остальные 30 человек направлены в Чрезвычайную следственную комиссию г. Челябинска». По документ. свидетельствам, пр-во более половины дел, проходящих через рассмотрение С. к., прекращалось, арестованные освобождались. Иногда С. к. руководствовались неполит. мотивами. Так, по пост. Чел. следств. комиссии и распоряжению нач. воен. гарнизона были арестованы за растрату и подлог зав. интендантским складом и ряд служащих. Созданные как врем. органы, С. к. не прекратили существования после намеч. срока; продолжали функционировать при установлении власти адм. А. В. Колчака, руководствуясь в своей деят-сти принципами, излож. в «Положении...» Врем. Сиб. прав-ва. При этом формально-юрид. содержанием их работы являлось преследование лиц, причастных к совершению антигос. переворота или к уголовным преступлениям против личности и собственности. Однако выраж. полит. направленность деят-сти С. к. приводила к тому, что критерии субъекта преступления трактовались довольно широко, утрачивали четкость; арестам подвергались не только активисты Советской власти, но и лица, сотрудничавшие с ней не по идейным (а по экон.) соображениям. Т. о., возникшие демократич. путем С. к. постепенно превращались в органы полит. сыска; не стали инструментом, гарантирующим установление правопорядка и спокойствия на территории Урала; не могли противостоять расширению репрессий, вызванных ожесточением Гражданской войны.