Социальная защита граждан


Социальная защита граждан, целенаправл. деятельность гос. и муниципальных органов по обеспечению предусмотр. законом социальных гарантий нек-рым категориям населения. Становление социального обслуживания населения нынешней Чел. обл. относится к 1920-м гг. Осн. задачами в то время были: пенсионное обеспечение престарелых и инвалидов, обеспечение пособиями по болезни, гос. охрана материнства и детства, помощь нуждающимся, помещ. в дома для инвалидов (см. Пенсионная система). Кроме того, на органы социального обеспечения возлагались обязанности по борьбе с нищенством, беспризорностью взрослых и детей, по содействию в трудоустройстве инвалидов, престарелых, обучению инвалидов в школах Наркомата социального обеспечения и т. д. К сер. 1930-х гг. в ведении Чел. облсобеса было 9 домов-интернатов, 11 домов старости, 2 детских дома, 1 профтехшкола и др. учреждения. В годы Великой Отечественной войны С. з. г. была усилена. Прежде всего это касалось военнослужащих, получивших инвалидность в связи с ранениями и контузиями, и чл. семей погибших воинов, а также многодетных семей. С 1991 начался новый этап формирования совр. отеч. модели С. з. г. В дек. 1991 пост. Прав-ва РФ был расширен круг вопросов, вошедший в компетенцию Мин-ва социальной защиты населения РСФСР (см. Министерство социальных отношений). Забота о людях пожилого возраста и инвалидах (см. Социальная защита ветеранов войны и труда), развитие полустационарных и нестационарных форм их социального обслуживания стали приоритетными направлениями работы мин-ва. С принятием федеральных законов «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов», «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» деят-сть социальных служб получила нормативно-правовую основу. К 2004 в Челябинской обл. действовало 39 комплексных центров социального обслуживания населения, под патронажем к-рых находилось 28 категорий состоящих на учете граждан; в 19 стационарных учреждениях, в т. ч. в 9 домах-интернатах общего типа для престарелых и инвалидов, 5 психоневрологич. интернатах, 3 детских домах-интернатах для умственно отсталых детей, Кусинском обл. реабилитационном центре для детей и подростков с огранич. возможностями (ныне Чел. геронтологич. центр), пансионате для ветеранов войны и труда, проживал 4621 чел. (в 2007 — 4654 чел.). Только в 2002 получили различные виды поддержки в 43 отделениях срочной социальной помощи 168 тыс. чел. На учете в отделениях надомного обслуживания состояло 28,1 тыс. чел. На базе 3 центров социального обслуживания — в Златоусте, Копейске, Варненском районе — для пенсионеров и инвалидов открыты отделения врем. проживания. Одним из действ. факторов увеличения активности людей пожилого возраста является улучшение ухода за ними в стационарных учреждениях. Более 70% проживающих здесь — старше 65 лет (треть — старше 80). Увеличилось (с 300 в 2006 до 515 в 2007) кол-во мест в реабилитационных отделениях учреждений социального обслуживания. Наряду с сетью стационарных учреждений обл. подчинения существуют учреждения муниципального подчинения — дома престарелых, рассчит. на 20—40 чел. Только в 2007 на их содержание из обл. бюджета выделено 14,5 млн руб. Муниципальные дома-интернаты действуют в Миньяре, Озерске, Трехгорном; Бред., Кунашак., Чебаркул. и Чесм. р-нах. В 11 спец. жилых домах для ветеранов (в Еманжелинске, Златоусте, Магнитогорске, Пласте, Чебаркуле; Агапов., Окт., Уйском р-нах) проживает более 600 одиноких престарелых граждан, сохранивших частичную способность к самообслуживанию. Им предоставляется помощь социальных работников. К системе С. з. г. относятся 2 профессиональных училища-интерната для инвалидов, где проходят обучение по неск. специальностям более 250 чел. В Челябинской обл. числ. инвалидов, состоящих на учете в органах С. з. г., составляла на 1 янв. 2003 более 180 тыс. чел., из них детей-инвалидов — более 15 тыс. За счет средств, выдел. на обеспечение инвалидов средствами реабилитации, проведено 273 хирургич. операции на общую сумму 6,5 млн руб.; св. 13 тыс. чел. воспользовалось услугами протезно-ортопедических предприятий (ремонт и изготовление протезно-ортопедич. изделий на общую сумму св. 54 млн руб.). К 2004 в рамках реализации федерального закона «О ветеранах» было приобретено 407 автомобилей для инвалидов войны; решен вопрос о ден. компенсации на трансп. обслуживание (ок. 6 тыс. ветеранов получили льготы на оплату проезда); было выделено более 3300 путевок на санаторно-курортное лечение на общую сумму 28 млн руб.; предоставлены льготы на оплату за услуги связи на 51 млн руб. Исполнение на местах федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» позволило 95,4 тыс. инвалидов получить лекарств. средства на льготных условиях и бесплатно. Бесплатная стоматологич., ортопедич. помощь оказана 4157 инвалидам. Предоставлены льготы инвалидам на оплату жилья, коммунальных услуг и приобретение топлива, выплачено 1,6 млн руб. компенсации на трансп. расходы. Были обеспечены креслами-колясками 600 инвалидов, св. 1 тыс. чел. получили путевки на санаторно-курортное лечение на сумму 9 млн руб. В Челябинской обл. к 1 янв. 2008 более 25 тыс. чел. относилось к категории граждан, пострадавших от воздействия радиации, из них почти 20 тыс.— от деят-сти ПО «Маяк». Большая часть их состоит на учете и получает положенные выплаты и льготы в органах социальной защиты. Все они подпадают под действие законов о С. з. г., подвергшихся воздействию радиации. Расходы на меропр., направл. на осуществление мер социальной поддержки граждан, подвергшихся радиационному воздействию, за 2007 в целом по области составили 104,84 млн руб. В Челябинской обл. работают специализир. отделения социально-мед. помощи на дому, сотрудники к-рых оказывают нуждающимся кроме того и сан.-гигиенич. услуги. Такие отделения имеются в Еманжелинске, Карабаше, Копейске, Магнитогорске, Кусин. и Увел. р-нах. Органы социальной защиты населения осуществляют регулирование вопросов, связ. с назначением и выплатой ежемесячных сумм возмещения вреда гражданам, ставшим инвалидами вследствие Чернобыльской и др. техногенных аварий и катастроф. На 1 янв. 2008 на учете в органах социальной защиты населения области состояли 626 получателей данной выплаты. Из федерального бюджета на эти цели направлено 47,4 млн руб. (См. также Социально-реабилитационные учреждения для детей с ограниченными возможностями.). В обл. систему С. з. г. входят 55 образоват. учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. На воспитании и содержании в этих учреждениях находятся 3268 чел. С 2005 решение проблемы обеспечения сирот собств. жильем возложено на органы гос. власти области. В 2007 из обл. бюджета на эти цели было выделено 128,6 млн руб. (приобретено жилье для 200 чел.), дополнит. 300 млн руб. поступили из фонда губернатора. Создан постоянно функционирующий Совет рук. образоват. учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и специализиров. учреждений для несовершеннолетних с целью выработки приоритетных направлений и меропр. по реализации гос. политики в данной сфере. На укрепление материально-техн. базы этих учреждений в 2007 из обл. бюджета израсходовано 50 млн руб., 47 млн руб.— на приобретение 84 ед. автотранспорта. С вступлением в силу с 1 янв. 2005 норм нового Федерального закона (№ 122) механизмы и объемы предоставления гос. социальной помощи коренным образом изменились. За 2007 на оказание мер социальной поддержки и обслуживания израсходовано 9 млрд 617 млн руб.