Социальное партнёрство


Социальное партнёрство. форма взаимодействия работодателей (их объединений, ассоциаций), работников, объедин. в профессиональные союзы, ассоциации, а также органов гос. власти области и местного самоуправления с целью обеспечения общест. согласия, обсуждения и принятия решений по социально-труд. и связ. с ними экон. вопросам. С. п. опирается на междунар. нормы, законодательство РФ, Устав (Основной закон) Челябинской области и состоит в заключении сторонами соглашений, коллективных договоров, принятии совместных решений. Осн. принципами С. п. являются: равноправие сторон, уважение и учет взаимных интересов, добровольность и реальность обязательств, заинтересованность в договорных отношениях, свобода выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда, ответственность. Сторонами С. п. являются работники и работодатели (в лице уполномоч. представителей). Система С. п. включает неск. уровней: федеральный, регион., отраслевой, территориальный и отд. орг-ций. Уже в 1934 в Челябинской обл. началось формирование и становление социально-труд. отношений между профсоюзами (представляли интересы трудящихся), местными органами власти и рук. предпр., орг-ций (представляли гос-во). Проф. организации отвечали за заключение коллективных договоров, осуществляли контроль за их выполнением, привлекали трудящихся к управлению пр-вом через участие в постоянно действующих производственных совещаних (ПДПС). К ведению профсоюзов относилось и управление гос. фондом социального страхования. Созданное в 1934 оргбюро ВЦСПС по Челябинской обл. координировало работу отраслевых профсоюзов, оказывало помощь фаб.-зав. и местным к-там в решении социально-труд. вопросов. В довоен. годы на предпр. и в орг-циях области действовало ок. 200 ПДПС, более чем на 100 предпр. и в орг-циях заключались коллективные договоры. В мае 1937 оргбюро ВЦСПС по Челябинской обл. было ликвидировано, и до кон. 1948 деят-сть обл. к-тов профсоюзов координировали отраслевые центр. к-ты. Созданный в конце окт. 1948 Чел. обл. совет профсоюзов активно включился в работу по дальнейшему развитию С. п. В области росло кол-во предпр. и орг-ций, заключающих коллективные договоры (последние становились содержательнее; расширялся перечень гарантий и льгот для трудящихся). Если в 1949 на предпр. и в орг-циях области было заключено 215 коллективных договоров, то в 1955 — 524, в 1960 — 779, в 1970 — 1112, в 1980 — 1623, в 1986 — 1864. Важным событием в развитии партнерских отношений стало заключ. в 1958 ген. соглашение между Чел. советом нар. х-ва (СНХ) и Чел. обл. проф. советом, касающееся выполнения обязательств и коллективных договоров на предпр., подведомств. СНХ. Аналогичные соглашения заключались вышеуказ. сторонами на 1960 и 1961. Было подписано также 5 отраслевых соглашений между управлениями СНХ и обл. отраслевыми проф. орг-циями. С переходом к рыночной экономике появилось понятие «социальное партнерство». Для обеспечения социально-экон. защиты трудящихся в условиях рыночных отношений, укрепления стабильности в об-ве потребовалось создать правовую базу С. п. В этой работе приняли участие обл. Федерация профсоюзов, Ассоциация пром. предпр. и банков «ПромАсс», Правительство Челябинской области. В 1998—2001 Законодательным собранием Чел. обл. приняты обл. законы: «О правах профессиональных союзов в сфере социально-трудовых отношений и гарантиях их деятельности в Челябинской области», «О социальном партнерстве в Челябинской области», «О Челябинской областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений», «Об объединении работодателей в Челябинской области» и ряд др. нормативно-правовых актов. Благодаря им в области сложилась определ. система коллективно-договорного регулирования социально-труд. отношений. Заключаются и действуют регион. соглашения между Федерацией профсоюзов, Ассоциацией пром. предпр. и банков и Прав-вом Чел. обл. Подписываются отраслевые и межотраслевые тарифные соглашения, участниками к-рых являются обл. проф. организации горно-металлург. профсоюза, оборонной пром-сти, угольной, местной пром-сти и коммунально-бытовых предпр., агропром. комплекса, здравоохранения, образования, культуры, почтовой связи и др., объединения работодателей и отраслевые регион. гос. органы и организации. На уровне адм.-территориальных образований заключаются территориальные соглашения, устанавливающие (с учетом особенностей города или района) условия труда, социальные гарантии и льготы трудящимся. Участниками этих соглашений являются ассоциации проф. орг-ций городов и районов, объединения работодателей и администрации муниципальных образований. Уже к 2002 было заключено 80 территориальных и территориально-отраслевых соглашений. Большую работу по реализации намеч. меропр., развитию С. п. проводят действующие в рамках регион., отраслевых, межотраслевых и территориальных соглашений 3-сторонние комиссии по регулированию социально-труд. отношений (см. Социально-трудовая сфера). Одной из самых распростран. и эффективных форм является коллективный договор, заключаемый по инициативе профсоюзов между работниками и работодателями. Профсоюзами только в 2000—02 заключено с работодателями от имени работников более 3,8 тыс. коллективных договоров, к-рые защищают интересы ок. 750 тыс. трудящихся области.