Союз художников России


Союз художников России, Всерос. творч. общест. орг-ция (ВТОО), объединяющая профес. художников и искусствоведов. Идея объединения творч. интеллигенции в союзы по видам художеств. деят-сти, ориентир. на метод социалист. реализма, возникла в нач. 1930-х гг. Согласно пост. ЦК ВКП(б) «О перестройке литературно-художественных организаций» (от 23 апр. 1932) были созданы респ., краевые, обл, гор. союзы сов. художников (ССХ). В 1957 был учрежден единый СХ СССР. Обл. и краевые ССХ реорганизованы в отделения (до 1968, затем — в организации). С 2003 СХ носит совр. назв. Задачами союза являются содействие художникам в создании высокохудожеств. произв. в различных видах изобразит. иск-ва (живопись, графика, скульптура и др.); организация творч. деят-сти регион. отделений; проведение съездов, совещаний, конф., всерос. и междунар. художеств. выставок и пр.

Челябинское региональное отделение СХ. В янв. 1936 президиум Чел. облисполкома утвердил организационное бюро по созданию в Челябинской обл. ССХ во главе с А. М. Сосновским. В инициативную группу вошли: И. Л. Вандышев, О. П. Перовская, Н. А. Русаков, А. П. Сабуров, Б. Н. Скребнев, Д. Ф. Фехнер, В. Н. Челинцова, Т. В. Щелкан-Руденко, П. Г. Юдаков. В 1936 были созданы Чел. и Магнитогорский ССХ (1936). Художники Магнитогорска стали инициаторами объединения 2 союзов. В июне 1939 (во время работы обл. художеств. выставки в помещении Чел. кукольного театра) состоялся 1-й (объединит.) съезд художников Чел. обл., на к-ром был принят устав и избрано общее правление (Л. П. Клевенский, В. Л. Костецкий, И. И. Ногтев, Сабуров, Г. Я. Соловьёв, А. И. Шатров, Юдаков). Предс. правления творч. союза был избран Сосновский (1939—40); в 1940—56 — Сабуров. В разные годы Чел. отделение возглавляли Л. Н. Головницкий, Ю. В. Егаков, М. А. Комиссаров, А. П. Кудрявцев, В. Я. Лаптев, 3. Н. Латфулин, А. А. Пастухов, А. М. Смирнов, С. Л. Черкашин; с 2003 — Е. А. Варгот. В предвоен. годы интенсивно развивались живопись (Русаков, Сосновский, Соловьев), графика (Вандышев, Сабуров, Фехнер, Челинцова). Скульптуру профес. уровня представляло творчество Щелкан-Руденко. В годы Великой Отечественной войны мн. чл. союза ушли на фронт, в т. ч. И. В. Бесчастнов, В. В. Войцеховский, А. Ф. Галкин, В. С. Зайков, Комиссаров, Н. И. Кондратьев, Лаптев, В. П. Мещеряков, С. Я. Савочкин (см. Савочкины), П. Я. Фоминых. В Чел. приехали художники, эвакуир. из Киева, Кишинева, Ленинграда, Минска, Москвы, Одессы, Риги, Сталинграда, Таллина, Харькова. К 1943 союз насчитывал 33 чл., из к-рых 16 составляли эвакуированные. В воем. время большое внимание уделялось графике. Особенно заметным было творчество М. И. Ткачёва (публиковал в «Челябинском рабочем» сатирич. рис. антифаш. направленности, создавал агитационные плакаты). В таком же направлении работала творч. бригада «Удар» (осн. в 1942 из местных и эвакуир. художников-графиков), выпустившая 24 плаката тиражом 155 тыс. экз. В 1943 группой художников (Л. А. Малышев, Ногтев, А. С. Пруцких, Сабуров, Н. П. Смоляк, В. Л. Талалай, Фехнер) был оформлен Наказ танкистам Уральского добровольческого танкового корпуса (один экземпляр был вручен И. В. Сталину). Чел. ССХ во время войны провел 9 выставок. К кон. 1940-х гг. мн. эвакуир. художники вернулись в свои города. Состав ССХ на нек-рое время сократился, но уже в 1953— 56 пополнился за счет выпускников художеств. уч-щ и вузов Ленинграда, Москвы, Пензы, Саратова, Харькова. К сер. 1980-х гг. ЧОСХ насчитывала ок. 100 чел., стала одной из крупнейших в РСФСР. В 1993 ЧОСХ переим. в ЧООСХ РФ (Чел. общест. орг-ция СХ; до 2003); с 2003 Чел. регион. отделение Всерос. творч. общест. организации «Союз художников России» (ЧРО ВТОО). В 1960—80-е гг. в жанре т. н. тематич. картины работали Галкин, В. В. Качалов, С. Б. Качальский, А. Н. Ладнов, Лаптев, Мещеряков, В. А. Неясов, Пастухов, Смирнов, Н. Ф. Сурин (см. Сурины); осн. темами были: рев. история, индустриализация, Вел. Отеч. война, жизнь села; история армии, комсомола, милиции; образ современника и т. д. Мастерами лирич. пейзажа являлись В. В. Бубнов, В. Л. Якивец. Романтизация пейзажа была характерна для творчества И. А. Кучмы; он работал также в жанре натюрморта. И. Е. Болотских писал в манере импрессионизма. В своеобразной манере работали живописцы Н. Д. Аникин, Качалов, Н. В. Комаров, П. П. Ходаев. Портретный жанр занимал значит. место в творчестве Ладнова, Мещерякова, Ю. Г. Шубина. Крупными вехами в развитии графики стали серии монотипий, гравюр, акварелей В. Н. Дьякова, Ткачева, Н. Я. Третьякова, Н. И. Черкасова. В скульптуре большую известность получили монумент. и станковые произв. В. А. Авакяна, И. В. Бесчастнова, Головницкого и Э. Э. Головницкой, В. С. Зайкова, Б. А. Маганова, Е. И. Макарова, Г. П. Панова, А. П. Суленёва, Фоминых. Начало активно развиваться прикладное иск-во. Всесоюз. и междунар. известность получили гобелены Л. Я. Кудрявцевой, панно Ю. В. Егакова, ювелирные и скульпт. композиции Э. В. Никитина, Е. А. Щетинкиной. С нач. 1970—80-х гг. в Чел. появились профес. художники-монументалисты: Егаков, Л. Н. Костина, В. Г. Мишин, К. В. Фокин, С. Л. Черкашин, позже — Латфулин, В. П. Сорокин. Их творч. деят-сть была направлена на эстетич. оформление внутригор. пространств. среды: они украшали мозаикой, росписью, граффито, витражами общест. здания, уч. и детские учреждения, базы отдыха, производств. объекты и т. д. В области сценографии успешно работали В. А. Александров, В. М. Ваксман, В. А. Кузьмин, Л. М. Рошко. Ок. 30 лет гл. художником театра оперы и балета им. М. И. Глинки был Я. З. Корсунский. Чел. художники, объединяясь в творч. бригады, пытались отразить в своих произв. труд. достижения современников (выставки: «Село мое южноуральское», «50 лет Магнитке», «Наш современник», «50 лет ЧТЗ» и др.). Нек-рые мастера совершали творч. поездки на Д. Восток, в Сибирь и т. д. Участвовали в оформлении общенар. сов. праздников, фестивалей, в сооружении новогодних ледовых городков и пр. В 1980 открылся Выставочный зал ЧОСХ. В Чел. прошли художеств. выставки: 3-я зон. «Урал социалистический» (1969) и респ. «Монументально-декоративное искусство в градостроительстве» (1991). В 1989 в Москве состоялась отчетная выставка южноурал. художников. Популярными стали вернисажи произв. из частных коллекций. Мн. произв. чел. художников хранятся в фондах ЧОКГ (ныне Челябинский музей искусств). В 1960—90-е гг. выпущено неск. печатных изд., посв. истории и творч. деят-сти Челябинские отделения СХ (альбомы, книги, справочник за 1936—91, каталоги). Большое кол-во мат-лов о чел. художниках публиковалось во 2-й пол. 20 в. во всесоюз. и респ. ж.: «Искусство», «Художник», «Декоративное искусство СССР», «Урал»; в газ.: «Советская культура», «Советская Россия», «Труд»; деят-сть СХ отражалась в передачах местного ТВ и в чел. периодике. В 1959—2004 почет. звания получили 20 мастеров: засл. художника — 10, заслуженный работника культуры — 5, засл. деятеля иск-в — 3; нар. художниками России стали Авакян и чл.-корр. АХ СССР Л. Н. Головницкий; в 1999 А. П. Кудрявцев стал действит. чл. Петровской академии наук и иск-в. В 1991—2004 в Чел. отделение СХ было принято 60 чел. Имена чел. художников появились в каталогах столичных выставок.

Магнитогорское региональное отделение СХ. В окт. 1936 на общегор. собр. художников было принято решение о создании ССХ в Магнитогорске. В состав правления вошли В. М. Владимиров, С. В. Каминский, П. П. Томиловский, Б. А. Чекалин, В. В. Якубовский; в качестве канд.— Н. И. Желтов и С. Я. Соловьев. В 1936—37 магнитогорские художники провели в городе 3 художеств. выставки (в т. ч. посв. 5-летию ММК). В 1939—90 магнитогорская орг-дия входила в состав ЧОСХ. В 1990 было создано Магнитогорское отделение СХ России (МОСХР). В разные годы его возглавляли: Ю. Г. Осовитный, И. Д. Сорока, К. П. Черепанов; с 1998 — В. С. Ванюков. В настоящее время МОСХР насчитывает более 40 чл.; среди них: скульпторы Н. С. Гайфуллин, Г. Н. Плахов; живописцы Ванюков, Ю. В. Жулин, В. И. Захаров-Холмский, А. П. Крючков, А. А. Лаптев, А. В. Портнова (см. Портновы), Л. И. Поскрёбышев, Ф. Г. Разин, Черепанов, Р. К. Шарафутдинов и др.; художники-графики В. И. Голубев, Осовитный, Сорока и др. В области декоративно-прикладного иск-ва работают В. И. Дмитриева, В. В. Портнова, С. В. Рябинова, В. Б. Хорхолюк. Большая группа художников (рук. С. М. Соломатин) занималась росписью храма в честь Вознесения Господня. МОСХР имеет широкую сеть художеств. мастерских, тесно сотрудничает с Магнитогорской картинной галереей. Орг. МОСХР многочисл. персон. и тематич. выставки знакомят любителей живописи с творчеством магнитогорских мастеров. Традиционная выставка «Осень», ежегодно проходящая в Магнитогорской карт. гал., стала творч. отчетом художников Магнитогорского отделения СХ. Магнитогорские мастера — участники художеств. выставок различного уровня, в т. ч. обл. (Челябинск, 2003); регион. (Уфа, 1997; Екатеринбург, 2003), «Молодые художники Урала», Чел., 2005); всерос.: «Имени Твоему» (Москва, 2000), выставки акварелей (Курган, 2002), декоративно-прикладного иск-ва (Москва, 2005); междунар. «Победа» (Москва, 2005).

Златоустовское региональное отделение СХ. В 1995 златоуст. художники вышли из состава ЧООСХ и учредили свою гор. орг-цию. Златоуст. орг-ция СХ России (ЗОСХР; рук. В. И. Зозуля) осн. 21 апр. 1995; с 1999 Златоуст. регион. отделение (ЗРО) ВТОО СХ России. Мн. сделали для формирования школы изобразит. иск-ва в Златоусте В. К. Аблин, А. И. Боронников, В. П. и В. З. Жариковы, Н. К. Краснов, Сосновский, Шатров, П. П. Якушев. В 1945 в городе появились художеств. (с 1957 производств.) мастерские Чел. художеств. фонда (рук. Шатров; см. Челябинский художественно-производственный комбинат); в них работали Ю. П. Азеев, О. Ф. Гепп, С. М. Клюнков, Н. П. Ненастин, Г. А. Салошенко, М. Н. Сопрыкина, Б. С. Худяков, а также художники-педагоги А. П. Дудин и Ю. Н. Эйбушитц. В 1952 была организована 1-я выставка художников Златоуста. В 1950—60-х гг. художеств. выставки в осн. были приурочены к парт. съездам или календарным праздникам, представлялись в фойе гор. к/т и клубов. Основной задачей художников было декоративное оформление города к праздникам, магазинов, общест. интерьера клубов, к/т. В 1960— 80-х гг. златоуст. художники приняли участие в художеств. выставках различного уровня, в т. ч. зон. (Свердловск, 1964; Пермь, 1967; Чел., 1969; Уфа, 1974; Тюмень, 1979), респ. (Москва; 1974, 1975); всесоюз. (Москва; 1972, 1981), а также «Художники Южного Урала» (Москва, 1981). Традиционными стали выставки, посв. Дню города (с 1986; Выставочно-досуговый центр). Несмотря на экон. и социальные трудности 1990-х гг., в Златоусте были созданы предпр. «ЛиК», «Практика», «Формула ЛТД», продолжающие традиции Златоустовской гравюры на стали. Чл. ЗОСХР стали молодые художники: живописцы М. Ю. Жиров и Т. А. Поветкина (см. Поветкины), прикладник А. В. Жариков (см. Жариковы), граверы Д. А. Лохтачев (см. Лохтачёвы) и В. А. Тычкин. В настоящее время орг-ция насчитывает 22 чл.; среди них засл. художники России: скульптор В. П. Жариков, художники-граверы Г. М. Берсенев и Н. В. Лохтачева (см. Лохтачёвы). ЗОСХР сотрудничает с гор. ДШИ, художеств. отделением Златоуст. пед. уч-ща, Чел. художеств. уч-щем; проводит конкурсы детского творчества («Серебряная кисть», им. И. Н. Бушуева и др.), творческие встречи; организует персон. и групповые отчетные выставки. Златоуст. мастера — участники выставок различного уровня: обл. (Челябинск, 1999), регион. (Уфа, 1997; Екатеринбург, 2003), респ. «Россия» (1998), «Имени Твоему» (2000); работы Берсенева, Лохтачевых, Г. М. Мануша, Ю. Б. Рябкова экспонировались на пром. и художеств. выставках в России и за рубежом.