Средства массовой информации


Средства массовой информации, периодич. печатные издания, радио, ТВ и др. средства распространения общест. значимой информ. СМИ играют существ. роль в формировании общест. мнения, оказывают влияние на поведение людей. Печатные изд. на Южном Урале появились в 1908. В апр. вышел в свет 1-й номер газ. «Голос рабочего» (орган Чел. и Златоуст. к-тов РСДРП). В том же году в Златоусте появились нелегальные изд.: газ. «Красное Знамя» (орган окружкома РСДРП), эсеровские «Рабочий и крестьянин» и «Знамя Урала». После Окт. 1917 парт. и сов. органы, воен.-рев. к-ты приступили к созданию местной прессы. Особенно бурное развитие печати началось в 1930-е гг. К 1937 в Челябинской обл. выходило 7 обл., 67 районных и 50 многотиражных газет, 2 журнала. В середине 1934 был организован обл. радиокомитет с подчин. ему сетью гор. и районных ред. радиовещания. В 1958 началось регулярное телевизионное вещание сначала в Чел., а затем и на территории области (см. Телевидение). По типологии все газеты сов. периода подразделялись на центр., респ., краевые, обл., гор., вечерние, районные, многотиражные (фаб.-зав., вузовские, колхозные и совхозные), стенные. (Подробнее см.: Газеты городские и районные; Газеты и журналы детские и молодёжные; Газеты многотиражные; Издания на национальных языках; Стенная газета.) Независимо от типа мн. изд. были рассчитаны на определ. круг читателей. Наряду с общеполит. выходили газеты и журналы отраслевые, воен., спорт., молодежные, пионерские и т. п. РВ подразделялось на всесоюз., респ., обл. (краевое) и местное. ТВ — на центр., респ., обл. (краевое) и гор. В соответствии с провозглаш. принципом партийности сов. печати руководили СМИ парт. к-ты различных уровней. Они осуществляли подбор, расстановку, воспитание и обучение журналистских кадров, контролировали действенность выступлений прессы. В 1980-х гг. стало правилом информирование читателей, телезрителей, радиослушателей о мерах, принятых по следам выступлений СМИ и писем трудящихся. В 1990-е гг., после развала СССР, произошла коренная перестройка системы СМИ. Наряду с офиц. (изд. гос., муниципальных, представит. органов власти) появились изд. коммерч., парт. и общест. объединений, профсоюзов, религ. конфессий, рекламная, деловая пресса, информационные интернет-сайты. Мн. центр. изд. стали выпускать регион. (чел.) газеты-вкладки. Чел. полоса «Самородок», появившаяся в 1992 в «Комсомольской правде», стала первым подобным опытом в России. Раз в неделю страницу-вкладыш для моск. газеты готовил собкор по Челябинской обл. С. И. Смирнов. С 1992 по 2002 ООО «”КП” — Челябинск» возглавлял В. В. Манаев. В 1993 чел. страницу выпускал еженедельник «Аргументы и факты». В 1997 «Московский комсомолец» начал выходить с местными вкладками в еженедельном режиме. В 2001 газ. «Труд» учредила в Чел. вкладку «Труд-регион» в еженедельнике «Труд-7». С 1999 «Комсомольская правда. Челябинск» (ред. А. М. Садчиков) выходит ежедневно. С 2003 в Чел. и Магнитогорске издаются след. регион. изд. и вкладки моск. газет: «Комсомольская правда. Челябинск», «Жизнь», «Аргументы и факты. Челябинск», «Аргументы и факты. Магнитогорск», «МК — “Урал”», «Из рук в руки. Челябинск», «Из рук в руки. Магнитогорск» (см. «Из рук в руки»), «Синегорье. Челябинск» (см. «Синегорье»), «ТелеСемь. Челябинск», «ТелеСемь. Магнитогорск», «Работа для Вас. Челябинский выпуск», «Работа для Вас. Челябинский спецвыпуск — “Элитный персонал”», «Старая гвардия. Челябинский спецвыпуск» (см. «Старая гвардия»). За счет появления регион. вкладышей разовые тиражи центр. изд. в Челябинской обл. за неск. лет выросли в несколько раз. Если в 1985 в области было лишь 2 регион. телеканала, то к нач. 21 в. свои ТВ-студии имели практически все райцентры и крупные города. На 1 янв. 2003 в Челябинской обл. было зарегистрировано 539 печатных изд., 59 телекомпаний и 65 радиостанций. (См. также: Журналы; Партийно-советская печать; Рабселькоровское движение.)

Средства массовой информации в Интернете, электронные версии печатных (газеты, журналы) и электронных (РВ, ТВ) СМИ в мир. глобальной компьютерной сети. Являясь средством массовой коммуникации, Интернет использует мат-лы различных СМИ как дополнит. возможность для расширения читательской, зрительской и слушательской аудитории. Как только Интернет стал доступен жит. Чел. обл., местные СМИ начали создавать электронные версии своих изд. Пионерами в этой области были газ. «Челябинский рабочий» (www.chraВ.chel.su/news), «Магнитогорский рабочий» (gazetА.magnitkА.ru), «Вечерний Челябинск» (vecherkА.uu.ru). Вскоре к ним присоединились и др. обл., гор. и районные изд.: «Уральские общественные ведомости» (www.uralved.ru), «Городской дилижанс» (www.diligance.ru) и др. В 2002—03 появились сайты теле- и радиокомпаний: Чел. ГТРК «Южный Урал» (www.cheltv.ru), «Радио “Континенталь”» (www.radiocon.ru), телерадиокомпании «Миасс» (www.trk.miass.ru/medin) и др. Для удобства пользователей Сети было создано неск. интернет-порталов, призванных объединить ресурсы СМИ Чел. обл. Одним из первых стал портал (каталог) www.chel-press.ru. Ныне существуют также порталы www.luchnik.chel.net.ru, www.chel.ru/rus/cat/ х/6. Вслед за печатными СМИ интернет-пространство стали осваивать информационные агентства и центры: «Урал-Пресс-Информ» (uralpress.ru), работающее в Сети с 2000, «Южно-Уральская служба новостей» (www. newsural.ru; в Сети с 2001). Собств. чел. сетевых изд. в Интернете представлено немного. Старейшее из них — «Челябинский глобус» (www.chelglobus.ru), существующий с марта 1998 и рассказывающий о культуре и иск-ве Чел. обл.; регион. информационная группа 74 (www.74.ru), с нояб. 2001 публикующая журналистские мат-лы на общест.-полит. темы; магнитогорский информационно-развлекат. интернет-журнал «Союзник» (www.soyuznik. net) и «Молодежное интернет-радио» (iradio. ilmeny.ac.ru).