«Столль В. Г. и К°»


«Столль В. Г. и К°», «Столль и К°», механич. завод, одно из первых пром. предприятий Чел. Создан в 1898 на базе торг. склада земледельч. машин и орудий воронежской фирмы «Столль и К°», осн. в 1896 В. Г. Столлем. В Воронеже т-ву механического завода «Столль и К°» принадлежали механич. и трубочный заводы, производившие арт. снаряды, нефтяные двигатели, паровые машины, котлы, чугунное и медное литье, земледельч. машины и орудия, оборудование маслобойных, сахарных и др. заводов и мельниц; кроме того товарищество торговало сеялками фирмы «Фильверт и Дедина» и уборочными машинами пр-ва заводов Мак-Кормика. Правление в составе М. С. Залтукина, В. К. Келер, А. Е. Малкина, Л. Б. Немировского, А. М. Слезнина, М. А. Шестакова находилось в С.-Петербурге. Осн. капитал составлял 3 млн руб. Товарищество имело множество отделений и складов на Урале, в Сибири и Казахстане (в Чел., Хабаровске, Акмолинске, Атбасаре, Актюбинске, а также в Ташкенте и др.). С превращением Чел. в крупный ж.-д. узел и ростом торг. оборота с с.-х. районами страны был осн. Чел. механич. завод по сборке и ремонту плугов — единств. такого профиля на Урале и в Сибири в то время. Первой продукцией завода был конный 1-лемешный плуг англо-болгарского типа. В 1899 построен механич. цех; выпуск плугов увеличился до 100 шт. В 1901 общая стоимость завода равнялась 53682 руб. Заводские помещения состояли «из кирпичного одноэтажного здания длиною 35 сажен при ширине 17 аршин, с паровым и котельным отделениями, из двух складов для материала и орудий, деревянных, крытых железом, длиной в общей сложности 115 аршин при ширине в 15 аршин, сторожевого дома в две комнаты и хозяйственных служб». В кон. 19 в. здесь работали 114 чел. В годы 1-й мировой войны на заводе было организовано пр-во снарядов, патронов, гранат. Кол-во работающих увеличилось до 500 чел. В 1920 объем выпускаемой продукции составил 1880 конных плугов и 300 молотилок. 15 нояб. 1922 предприятие было присвоено имя Д. В. Колющенко. В 1930-е гг. завод перешел на выпуск тракторных плугов, в 1946 — дорожных машин. Ныне это завод дорожных машин им. Колющенко (см. « Челябинские строи — тельно-дорожные машины»).