Танкоград


Танкоград, название действовавшего в Чел. в годы Великой Отечественной войны танкостроит. комплекса, широко применявшееся в СМИ и разговорной речи; в более широком значении распространялось на Тракторозаводский район г. Челябинска и в целом на город, где была сосредоточена значительная часть предпр. оборонной пром-сти (см. Военная экономика). Мощный комбинат по пр-ву танков был создан на базе Челябинского тракторного завода (в 1941—58 Кировский завод НК танк. пром-сти) и эвакуир. Харьковского дизельного и Ленингр. Кировского заводов. На ЧТЗ, где в 1940 были собраны первые танки КВ, была разработана собств. стратегия внедрения поточного пр-ва боевых гусеничных машин. Харьковские специалисты на базе эвакуир. оборудования и с использованием своих технологий образовали моторное пр-во ЧТЗ (отдел № 2); они обладали опытом организации работы универсального предпр. (с разноплановым и мелкосерийным пр-вом). В сжатые сроки на предпр. Т. была создана единая технолог. цепочка, налажен крупносерийный выпуск танков. Позднее в состав производств. комплекса вошли свердловский Уралмаш (поставлял бронекорпуса и башни), Чел. завод электрооборудования, Магнитогорский металлургический комбинат (поставлял броневую сталь) и др. Осенью 1941 чел. танки приняли участие в параде на Кр. площади (7 нояб.), получили боевое крещение в боях под Москвой. В июле 1942 труд. коллективу Т., помимо выпуска и продолжавшейся модернизации танков КВ, предстояло организовать массовое пр-во танков Т-34. На заводском митинге дир. Кировского завода И. М. Зальцман заявил: «История не знает таких примеров, чтобы в течение одного месяца завод перестроился на новую машину. Считается, что это технически невозможно. В ЦК партии мне так и сказали, но Родине это нужно, и кировцы должны это сделать». Пр-во танков Т-34 было налажено всего за 33 дня. Боевые и техн. характеристики машин получили высокую оценку бойцов (присылавших благодарств. письма с фронта), сов. военачальников (в мемуарах) и нем. воен. специалистов (так, ген.-л. Э. Шнейдер писал, что «попытка создать танк По образцу русского Т-34 после его тщательной проверки немецкими конструкторами оказалась неосуществимой»). Чел. танкостроители, постоянно увеличивая выпуск боевых машин, одноврем. работали над созданием новых типов танков и самоходных арт. установок (САУ). В КБ Кировского завода группой инженеров (гл. конструктор завода Ж. Я. Котин, его зам. Н. Л. Духов, гл. инж. С. Н. Махонин и др.) был создан новый танк ИС, имевший высокую огневую мощь и усил. бронезащиту (при облегч. по сравнению с КВ весом). Его серийный выпуск был освоен за 51 день. За годы войны труд. коллектив Т. дал фронту 18 тыс. танков, 48,5 тыс. танк. моторов, 85 тыс. комплектов топливной аппаратуры; разработал и поставил на серийное пр-во 13 типов боевых машин и 6 видов танк. двигателей. За выдающиеся заслуги в организации пр-ва и освоении новых типов танков, САУ и танк. дизелей Кировский завод был награжден орд. Красной Звезды (авг. 1944), орд. Кутузова t-й степ. (июль 1945), коллектив КБ — орд. Ленина (1945). В 1965, в честь 20-летия Победы, на Коме, площади в Чел. открыт пам. «Победа» (см. «Танк ИС-3»). Труд. будням Т. посв. ряд художеств.-документ. произв., в частности пьеса «Где-то на Урале» и повесть «"Белые лебеди” Танкограда» Г. А. Королёва.