Татаро-Башкирский педагогический техникум


Татаро-Башкирский педагогический техникум, среднее специальное учебное заведение (Троицк). Открыто осенью 1922 в здании бывшей тат. учител. жен. семинарии «Дарульмугаллимат». Готовило пед. кадры для нац. школ 1-й ступени и дошк. учреждений Челябинской губернии. После районирования Урала получило статус обл. пед. техникума, готовило учителей для всего Урала и Зап. Сибири. Первым дир. был Х. Х. Зайни (зав. школой-коммуной для сирот, чьи родители погибли от голода 1921—22; ее воспитанники стали первыми учащимися техникума). Всего на подготовит. отделение было принято 72 (по др. данным — 73), на осн.— 22 чел. Из 104 уч-ся 50 были сиротами, остальные — выходцами из бедняцких семей и участниками Гражданской войны. В нач. 1920-х гг. Зайни добился закрепления за техникумом ок. 94 дес земли в 25 верстах от города (совр. пос. Ясные Поляны) и организации уч. х-ва. Силами преподавателей и студентов уч. заведение обеспечивалось продуктами питания. В 1929 в учхозе имелись: жилой дом, хоз. постройки; 7 лошадей, 4 головы КРС, птица; сельхозинвентарь (4 плуга, 2 бороны, сеялка, уборочная машина, сенокосилка). В середине 1920-х гг. в техникуме были организованы: библиотека (ок. 550 изд.), 3 кабинета (обществоведения, физико-матем. и естествознания), столярная и переплетно-картонажная мастерские; имелись столовая, баня, общежитие-интернат (числ. проживающих увеличилась с 9 чел. в 1922/23 уч. году до 215 в 1927/28). Стипендиальный фонд в 1923/24 уч. году составлял 2925 руб., через 10 лет — 151 680. Финансирование техникума осуществлялось из гос. и обл. бюджетов. Рус. яз. и лит-ру преподавали словесники бывшей гимназии Сесюнина, Ф. Л. Иванова; родной яз. и лит-ру — бывшие учителя троицких медресе «Мухаммадия» и «Галия» М. Х. Курмашев и В. Ф. Курбангалеев. В 1922/23 уч. году в штате числилось 8 педагогов (5 мужчин, 3 женщины; 5 с высшим, 3 со ср. образованием); в 1925/26 из 15 преподавателей 5 имели высшее, 2 — незаконч. высшее, 8 — ср. образование. В 1926/27 уч. году персонал техникума состоял из 30 чел. (в т. ч. 14 педагогов), учащихся было 236 чел. Было открыто дошк. отделение, готовившее воспитателей для нац. детских садов; установлены нормы приема: 40 чел. на шк., 20 — на дошк., 40 — на подготовит. отделения. В 1927/28 уч. году в подготовит. класс было принято 105, в осн.— 13, в дошк.— 7 чел.; из них 96 татар, 17 башкир, 2 «киргиза» (казаха), 10 нагайбаков. Имели 7-летнее образование 14 чел. (остальные — меньше 7 классов). Всего в 1927/28 уч. году обучалось 313 студентов. Среди учащихся было 265 татар, 32 башкира, 4 «киргиза» (казаха), 11 нагайбаков, 1 мещеряк. Семилетнее образование имели 39 чел. Первый выпуск шк. отделения состоялся в июне 1926, дошк.— в июне 1928. Классным рук. выпуска была О. М. Сесюнина (впоследствии заслуженный учитель школы РСФСР). Первые 3 выпуска составили 66 чел. (в 1926 — 20, 1927 — 13, 1928 — 33), направл. в школы крест. молодежи по всей Урал. обл. На кон. 1928 из 244 студентов 104 чел. были родом из Троицкого округа (из них 71 троичанин), 121 чел.— из др. округов области (Свердловского, Чел., Тюменского и др.), 19 чел.— из др. регионов (Башкирии, Казахстана, Татарии и др.). В 1929 на 100 вакантных мест подано 288 заявлений, из них принято 101. Обучение велось на тат. и рус. яз., длилось 4 года (без подготовит.); уч. год делился на 3 триместра, к-рые начинались 1 сент., 15 дек. и 15 апр. Учащиеся летом работали в совхозе, с ними проводились экскурсии, в т. ч. на Чел. конезавод. В период массовой коллективизации сельского хозяйства (1-я пол. 1930-х гг.) техникум получил наим. Троицкого татаро-башк. агропедтехникума им. тов. Луначарского, в дальнейшем — Троицкий Т.-б. п. т. В уч. заведении использовался дальтон-план (долтон-план; система организации уч.-воспитат. работы в школе, осн. на принципе индивид. обучения) по естествоведению, математике, географии, физике, химии, пед. дисциплинам. На осн. курсах применялась лабораторная система с самостоят. проработкой учащимися месячного задания по уч. пособиям путем опыта, наблюдения. Уч. планы на 1927/28 были составлены на основе указаний Главпрофобра о введении новых уч. планов в нац. пед. техникумах: увеличилось кол-во часов по физико-матем. и обществоведч. циклам, методике рус. яз., педагогике. Для учащихся дошк. отделения уч. планы предусматривали углубл. изучение общеобразоват. дисциплин. Из спец. предметов были введены: система нар. образования; теория, практика и методы работы в дошк. учреждениях; педология. В 1927/28 уч. году абс. успеваемость по техникуму составила 73,3%. Уч. и рабочая практика учащихся проводилась в гор. и сел. школах 1-й ступени и др. просветит. учреждениях, по с.-х. пр-ву — в принадлежащем техникуму учхозе. Учащиеся 3-го курса вначале проходили ознакомит. практику в школах города и опытной школе 1-й ступени, участвовали в налаживании работы детских шк. орг-ций. Во 2-й пол. уч. года проходили практику по изобразит. иск-ву, физ. подготовке и пению в школах 1-й ступени. В каникулы направлялись для организации летних дошк. площадок. Студенты 4-го курса проходили практику в опытной и гор. школах, 2-кед практику в сел. и районной татаро-башк. школах. В техникуме велась внеклассная работа. Действовали кружки: «Janalif» (по изучению лат. шрифта), рус. яз. и лит-ры, муз., драм., библ., радио, физкульт.; при ячейке ВЛКСМ — кружок текущей политики; ячейки Осоавиахима и «Красного полумесяца». Студенты проводили лит. вечера, осуществляли драм. постановки, в т. ч. для тат. рабочих; вели антирелиг. пропаганду (в т. ч. в мусульм. праздники); работали вожатыми в тат. пионеротрядах города, проводили краткосрочные курсы «для подготовки нацменьшинств в учебные заведения». Общест.-пед. работа вне техникума была передана в ведение бюро общественно полезной работы. В первые годы существования техникума отмечались слабое обеспечение материально-техн. базы, нехватка квалифицир. кадров. Наркомпросом по ходатайству Зайни техникуму было предоставлено здание бывшей муж. гимназии по ул. Просвещения, 62 (ныне Гагарина, 19). В этом же здании находилась татаро-башк. совпартшкола, со слушателями к-рой вели занятия преподаватели техникума; на др. этаже размещался рус. пед. техникум (открыт в 1932; ныне в здании располагается Троицкий филиал ЧелГУ). Пост. Президиума Чел. облисполкома (июнь 1935) «в целях обеспечения подготовки квалифицированных дошкольных работников... в соответствии с директивами НКП (Наркомпроса)» Троицкий рус. пед. техникум был реорганизован в дошк.; из Миасса в Троицк переехало дошк. пед. уч-ще (коллектив из 15 педагогов, рук. С. Н. Машкова; 1-й выпуск состоялся в 1936). В 1936 в техникум приехали преподаватели закрытого в Свердловске пед. техникума: математик Муртазин, историк А. З. Заминов, выпускник Комвуза (Казань). После выхода в 1940 пост. прав-ва о прекращении выдачи стипендии учащимся ср. спец. учебных заведений в татаро-башк. техникуме резко упала числ. учащихся. С началом Великой Отечественной войны деят-сть техникума была приостановлена, его имущество перешло в распоряжение рус. дошк. пед. уч-ща (дир. Н. К. Лисовский). Дир. техникума в разные годы были: Бабаев, Ш. С. Кайбишев (1927), Х. В. Алкин (1929); в нач. 1930-х гг.— Кензин, Хужиахметов, А. З. Вагапов, Ибрагимов, Я. Кальметьев; с дек. 1933 — З. Ш. Сайфутдинов; со 2-й пол. 1930-х гг.— М. З. Гафаров (выпускник Ленингр. пед. ин-та им. А. И. Герцена). Ныне в Троицке действует пед. колледж.