Театр юных зрителей


Театр юных зрителей, учреждение культуры (Челябинск). Начал работу 1 янв. 1966. В этот день на сцене концертного зала филармонии (см. Концертное объединение) состоялось сразу 2 премьеры: «Золотой ключик» по сказке А. Толстого (реж. Б. Скоморовский) и спектакль-диспут «Они и мы» по пьесе Н. Долининой (реж. В. Федосеев). Основателями театра были Скоморовский (гл. реж.) и А. Добротин (дир.). В 1967—74 и 1977—97 гл. реж. театра — почетный академик Академии иск-в Грузии, заслуженный деятель иск-в России Т. А. Махарадзе, поставивший здесь ок. 50 спектаклей, в т. ч.: «В поисках радости» (В. Розов), «Малыш и Карлсон, который живет на крыше» (по повести А. Линдгрен), «Легенда о Ричарде Тишкове» (Л. Жуховицкий), «Золушка» (по сказке Ш. Перро), «И в шутку, и всерьез» (по водевилям А. Чехова) и др. Бенефисным спектаклем Махарадзе была «Любовь дона Перлимплина» по пьесе Ф. Гарсиа Лорки, премьера к-рого состоялась в дек. 1997 в рамках фестиваля «Камерата». В 1974—77 театр возглавлял гл. реж. А. Мексин. Его дебютом на сцене Чел. ТЮЗа стал спектакль-сказка по П. Ершову «Конек-Горбунок» (постановка совм. с Махарадзе). Затем были спектакли по пьесам «А вот что бы ты выбрал?» А. Кургатникова, «Мы играем в Айболита» Р. Быкова и В. Коростылева, «Ночная повесть» К. Хоиньского, «Бумбараш» Е. Митько и др. Спектакль «Бумбараш» (худ. В. А. Александров и А. Радионов, песни Ю. Кима и В. Дашкевича) был признан лучшим в театр. сезоне 1975/76. Первые 3 года ТЮЗ не имел собств. помещения — спектакли играли в ДК, коллектив мн. гастролировал по области. Неустроенность стала причиной того, что по окончании 1-го сезона труппа распалась, на 2-й сезон актеров пришлось набирать заново. 10 янв. 1969 состоялось офиц. открытие собств. сцены ТЮЗа (ул. Цвиллинга, 15). В здании театра был зрит. зал на 300 мест, на 2-м этаже — 2 репетиционных зала. Работа театра в новом помещении началась с 3 премьер: «Город на заре» А. Арбузова (реж. Махарадзе), «Снежная королева» Е. Шварца (реж. А. Я. Гуревич), «Эй, ты, здравствуй!» Г. Мамлина (постановка Махарадзе). Актриса Т. А. Каратаева, игравшая Машу в последнем спектакле, стала победительницей обл. смотра творч. молодежи. В сезоне 1972/73 спектакль «Если бы небо было зеркалом» по пьесе Н. Думбадзе получил диплом 2-й степ. на 2-м Всерос. фестивале нац. драматургии и театр. иск-ва народов СССР; дипломами 1-й степ. награждены реж. Махарадзе и актеры Гуревич, В. В. Симонов, А. И. Шибков; спектакль «Гроза» А. Островского (реж. Махарадзе) был отмечен Почетной грамотой обл. управления культуры и Челябинского обкома профсоюза работников культуры. Спектаклем «Допрос» по повести С. Родионова (реж. Г. Егоров) в ТЮЗе открыли малую сцену. Ее появление было вызвано необходимостью наладить прямой контакт с педагогами, родителями. В 1974 в чел. школе № 1 доцент ЧГИК М. П. Стуль начала эксперимент, к-рый более 10 лет проходил при активном участии ТЮЗа: в шк. расписание был включен «урок театра», во время к-рого ребята смотрели, обсуждали спектакли. Позже у театра появилось неск. «базовых школ», открылся ун-т для родителей «Театр и дети», задача к-рого — помощь взрослым в подготовке детей к восприятию иск-ва. Разнообразие имен, жанров, эпох, представл. на сцене ТЮЗа (комедия дель арте, япон. театр, индийская сказка и пр.), позволяло знакомить школьников со всем богатством мир. театр. культуры. Во время гастролей театра в Ленинграде (1985) высокую оценку получил спектакль «Горе от ума» А. Грибоедова (реж. Махарадзе), была отмечена работа худ. М. Перчихиной; состоялась премьера сказки К. Гоцци «Король-олень» (реж. Махарадзе). В сезоне 1986/87 с коллективом ТЮЗа работала моск. режиссер, педагог по сценич. речи Н. Косенкова [речевая партитура «Легенды о чудях» по пьесе К. В. Скворцова (реж. Махарадзе), спектакли «Трубачи и трубочисты» и «Соната для актера» («Фантазии на темы Шекспира»)]. «Соната для актера» задумывалась как эксперимент. работа, включающая в себя отрывки из произв. Шекспира: на каждом представлении менялись исполнители, композиция спектакля. В янв. 1987 состоялось 4 просмотра «Сонаты для актера» в Москве; театр показал ее, а также «Трубачей и трубочистов» на Междунар. театр. фестивале в Потсдаме. С 1988 дир. театра Р. З. Орлова. Под ее рук-вом была завершена рек-ция предоставл. ТЮЗу в 1982 ист. здания Нар. дома (см. Народные дома) на пл. Рев-ции. Премьерой спектакля «Кровавая свадьба» (реж. Махарадзе) по пьесе Гарсиа Лорки в 1991 было отмечено открытие отреставрир. здания. В разные годы с театром работали реж.: А. Бородин («Отцы и дети» И. Тургенева); Ю. Калугин («Танцплощадка», «Гостиница для путешествующих в прекрасное» С. Козлова); Е. Ланцов («Волшебная флейта» Н. Скороход); М. Лурье («Мальчики», сцены из романа «Братья Карамазовы» в переложении Розова); В. Н. Мещанинова («Роковая ошибка» М. Рощина, «Подъезд» В. Якименко); Г. Мушперт («Датская история» А. Шапиро); А. Праудин («Фея Теккерея» Скороход, «Мещанин во дворянстве» Мольера); В. Рыбаков («Гамлет» У. Шекспира); А. Славутский («Банкрот» Островского); В. Ф. Филонов («Сильнее зайца — зверя нет»); Б. Цейтлин («Синяя Борода» М. Бартенева). Неск. спектаклей репертуара кон. 1990-х гг. поставлены И. К. Перепёлкиным (в 1997—98 гл. реж. театра). Наиб. яркие его работы: «Собор Парижской Богоматери» (пьеса Скороход по В. Гюго), «Сказка о царе Салтане» (А. С. Пушкин). В 1972 премьерой поэт. легенды «Ущелье крылатых коней» началась сценич. жизнь произв. чел. поэта-драматурга Скворцова. ТЮЗ еще дважды, в 1982 и 1986, ставил его произв.— сказку-легенду «Ментуш» и притчу «Легенда о чудях» (реж. всех 3 спектаклей Махарадзе). В ТЮЗе работали худ. В. А. Александров, С. А. Александров, А. Патраков. Для обогащения художеств. палитры и привнесения новых идей и решений театр приглашал к сотрудничеству известных мастеров сцены; среди них: лауреат Государственной премии РФ, нар. художник России С. Бенедиктов; лауреат Государственной премии РФ, заслуженный деятель иск-в РФ Т. И. Сельвинская; лауреат Государственной премии им. Станиславского, засл. худ. РФ Н. Гапонова; нар. худ. Латвии Т. Швец. Много лет проработали в театре: нар. арт. России О. В. Телякова; засл. арт. России Н. И. Антонова, Л. А. Бадулина, В. П. Егоров, Каратаева, Н. П. Катрасова, А. И. Логунов, О. И. Маянова, А. В. Мишуков, М. П. Пермякова, Шибков, Я. И. Эверт; арт. Л. Барад, Л. И. Глебова, Гуревич, Дворецкая, Е. Лебедева, А. Попова, Симонов, Т. Скворцова, А. Смолина, Б. Ф. Черев и др. К кон. 1990-х гг. труппу театра пополнили выпускники ЧГАКИ, Екатеринб. театр. ин-та, Казанского театр. уч-ща. ТЮЗ много работает на выездных площадках. Побывал практически во всех городах и поселках Чел. обл., в шк. летних лагерях отдыха, выступал в студенч. аудиториях. Коллектив гастролировал в Москве, С.-Петербурге, Екатеринбурге, Иванове, Калуге, Мурманске, Новокузнецке, Оренбурге, Пензе, Тюмени, республиках Башкортостан, Марий-Эл, Удмуртия, Сев. Осетия, странах дальнего и ближнего зарубежья (Германия, Голландия, Белоруссия, Украина). За годы существования коллектив ТЮЗа участвовал и становился лауреатом многочисл. театр. фестивалей междунар., всерос. и обл. уровней (3-й Междунар. фестиваль «Гостиный двор», Оренбург, 2003; 5-й Междунар. фестиваль «Мелиховская весна», 2004; фестиваль «Молодость театральной России», Казань, 2002). В репертуаре ТЮЗа св. 20 спектаклей: постановки по классич. произв. и пьесам совр. авторов; спектакли для семейного просмотра и для самых маленьких зрителей. С 2002 чел. ТЮЗ участвует в проекте «Театр и мир». Масштабная программа «ТЮЗ — современный театр для всей семьи» в 2004 удостоена гранта мэра Чел. «Признание». На Чел. обл. фестивале «Сцена-2005» актрисы ТЮЗа — нар. арт. России Телякова (роль Кэт в спектакле «Целуй меня, Кэт!») и засл. арт. России Антонова (роль Лошади в спектакле «Очень простая история») удостоены приза за лучшую жен. роль и роль 2-го плана. На фестивале «Сцена-2006» эксперимент. проект гл. худ. ТЮЗа А. Сластникова получил диплом за лучший спектакль для детей («Сны о Русалочке»). В 2000 гл. реж. ТЮЗа стал О. А. Хапов. Им поставлены спектакли: «Маленький принц» по А. де Сент-Экзюпери, «Старший сын» (А. Вампилов), «История одного преступления» (М. Горький), «Очень простая история» (М. Ладо), «Самый-Самый» (М. Гусев), «Сезоны на солнце» (А. И. Пастернак), «Записки влюбленного. Зачеркнуто. Сумасшедшего» (Н. Гоголь), «Черный монах» (О. Богаев, по одноим. повести Чехова). С 2005 гл. реж. театра А. Каневский, ученик Ю. Завадского, выпускник режиссерского ф-та ГИТИСа, работавший ранее в театрах Москвы, Твери, Омска, Уфы, Томска, рук. мастерской актеров мюзиклов в Гнесинском уч-ще (1987—2002). Им поставлены спектакли: «Остров капитана Блада» (Р. Саббатини), «Целуй меня, Кэт!» (К. Портер), «Гостиница "Астория"» (А. Штейн), «Быть или не быть» (У. Гибсон), «Беги, жеребенок, беги» (Р. Москова), «Последнее кабаре» (А. Вертинский) и др.

 

Премьерные спектакли театра сезонов 1982—2007 (полные данные за 1966—1981 не сохранились)

 

1982/83

Е. Шварц, «Снежная королева»; Д. Киносита, «Журавлиные перья» (реж. Т. Махарадзе); Н. Думбадзе, «Чинарский манифест» (Т. Махарадзе); «Свидетель» (О. Масленки на).

 

1984/85

С. Михалков, «Зайка-зазнайка» (В. Мещанинова); А. Толстой, «Приключения Буратино» (В. Шрайман); Г. Полонский, «Подсвечник Чаадаева» (В. Мещанинова); М. Шолохов, «Минькино детство» (Т. Махарадзе); А. Чехов, «И в шутку, и всерьез» (Т. Махарадзе); В. Быков, «Пойти и не вернуться» (В. Мещанинова); К. Гоцци, «Король-олень» (Т. Махарадзе); Л. Жуховицкий, «Четыре Вовки и Машенька» (И. Перепелкин).

 

1985/86 Б. Заходер, «Снова Винни-Пух» (В. Мещанинова); «Музыкальный момент» (Т. Махарадзе); «День рождения Кота Леопольда» (И. Перепелкин); М. Рощин, «Роковая ошибка» (В. Мещанинова); К. Скворцов, «Легенда о чудях» (Н. Косенкова, Т. Махарадзе); Л. Разумовская, «Под одной крышей» (Е. Фалевич); В. Ковал, «Веселый балаган» (Ф. Иванов); В. Якименко, И. Туманян, «Подъезд» (В. Мещанинова); Т. Габбе, «Золушка» (Т. Махарадзе).

 

1986/87

Э. Рауте, «Шляпа фокусника» (Ю. Калугин); А. Чутко, Л. Чутко, «Овраг» (Т. Махарадзе); Л. Петрушевская, «Озеленение» (Ю. Калугин).

 

1987/88

Р. Саббатини, «Остров капитана Блада» (А. Каневский); У. Шекспир, «Страсти по Шекспиру» (Н. Косенкова).

 

1988/89

А. Червинский, «Крестики-нолики» (Ф. Берман); Я. Илек, «Глупый Гонза» (Ю. Калугин); Г. Лорка, «Кровавая свадьба» (Т. Махарадзе); С. Козлов, «Гостиница для путешествующих в прекрасное» (Ю. Калугин); В. Чепурин, «Трубачи и трубочисты» (Н. Косенкова); Дьердь, Шпиро «Куриные головы» (Т. Махарадзе); Н. Коляда, «Мурлин Мурло» (С. Чаплыгина); П. Кальдерон, «С любовью не шутят» (Т. Махарадзе).

 

1990/91

В. Рыбаков, «Панче Тантра» (В. Рыбаков); М. Вершовский, «Волшебный веер» (Г. Колин).

 

1991/92

М. Бартенев, «Елена Премудрая» (Т. Махарадзе); М. Лермонтов, «Испанцы» (Т. Махарадзе); Т. Муллер, «До встречи в раю» (В. Рыбаков); А. Чехов, «Водевили» (Т. Махарадзе); У. Шекспир, «Гамлет» (В. Рыбаков).

 

1992/93

М. Бартенев, «Загадка Курочки Рябы» (В. Рыбаков); Л. Кэрролл, «Алиса в Стране чудес» (Т. Махарадзе); Ю. Мисима, «Маркиза де Сад» (А. Приходько); Л. Улицкая, «Рождественские встречи» (Т. Махарадзе); А. Шапиро, «Датская история» (Г. Мушперт); О’Генри, «Похищение» (В. Рыбаков); Н. Волков, «Волшебник Изумрудного города» (В. Дель).

 

1993/94

Г. Мушперт, «Теремок» (Г. Мушперт); В. Бартенев, «Про Иванушку-дурачка» (Т. Махарадзе); Г. Соколова, «Черная курица» (Е. Ланцов); И. Прокофьев, «Кот в сапогах» (Е. Басилашвили); А. Островский, «Банкрот» (А. Славутский).

 

1994/95

С. Прокофьев (по Дж. Родари), «Чиполлино» (М. Логвинов); М. Рощин, «Радуга зимой» (Г. Цхвирава); Н. Скороход, «Волшебная флейта» (Е. Ланцов); Т. Габбе, «Кольца Альманзора» (И. Перепелкин); К. Витлингер, «Человек со звезды» (Е. Басилашвили); Ю. Калугин, «Танцплощадка» (Ю. Калугин); Н. Скороход, «Фея Теккерея» (А. Праудин).

 

1995/96

В. Новацкий, «Емелино счастье» (И. Перепелкин); М. Бартенев, «Синяя Борода» (Б. Цейтлин); Ш. Делании, «Вкус меда» (А. Мезенцев); Н. Гоголь, «Ревизор» (И. Перепелкин); Н. Кассиан, «Нинигра Ал игру» (И. Перепелкин); В. Климовский, «Дюймовочка» (Т. Махарадзе).

 

1996/97

У. Шекспир, «Буря» (Б. Цейтлин); К. Гольдони, «Трактирщица» (Т. Махарадзе); Ф. Кони, «Ах, уж эти гусары» (И. Перепелкин); Э. Портер, «Поллианна» (Т. Махарадзе); Ю. Ким, «Иван Царевич» (И. Перепелкин); К. Драгунская, «Вверхтормашками» (М. Аничкова); В. Филонов, «Сильнее зайца — зверя нет» (В. Филонов).

 

1997/98

Гарсиа Лорка, «Любовь Дона Перлимплина» (Т. Махарадзе); Н. Скороход, «Собор Парижской Богоматери» (И. Перепелкин); Е. Радченко, «Очкарик» (И. Перепелкин); Ю. А. Стриндберг, «Фрекен и Жан» (С. Жаров); А. Пушкин, «Сказка о царе Салтане» (И. Перепелкин); В. Коростелев, «Айболит» (Р. Щукина); Д. Фонвизин, «Недоросль» (В. Зайцев).

 

1998/99

Р. Качанов, Э. Успенский, «Наследство Бахрама» (В. Зайцев); Е. Шварц, «Красная Шапочка» (Р. Щукина); Л. Толстой, «Власть тьмы» (М. Аничкова); Мольер, «Мещанин во дворянстве» (А. Праудин); Е. Радченко, «Дочь самурая» (С. Жаров); «Ах, Александр Сергеевич» (Р. Загидуллин); А. Володин, «Дульсинея Тобосская» (Б. Гуревич).

 

1999/2000

Э. Ростан, «Романтики» (В. Богатырев); Б. Васильев, «А зори здесь тихие» (С. Чаплыгина).

 

2000/01

О. Пройслер, «Маленькая Баба-Яга» (П. Прибыток); О. Хапов, П. Михайлов по А. де Сент-Экзюпери, «Маленький принц» (О. Хапов); И. Тургенев, «Отцы и дети» (А. Бородин); А. Грибоедов, «Горе от ума» (Ю. Волкогон); В. Константинов, Б. Рацер, «Тульский секрет» (М. Филимонов); П. Варнавский, «Принцесса Кошка» (М. Аничкова); Т. де Молина, «Ревнивая к себе самой» (Э. Ливнев).

 

2001/02

А. Вампилов, «Старший сын» (О. Хапов); Усач, Чеповецкий, «Я — цыпленок, ты — цыпленок» (А. Тегленков); В. Легентов, «На балу удачи» (М. Филимонов); Г. Остер, «Клочки по закоулочкам» (Д. Осенин); У. Шекспир, «Двенадцатая ночь» (Э. Ливнев); М. Бартенев, «Мальчик-с-пальчик» (М. Аничкова).

 

2002/03

М. Горький, «История одного преступления» («Васса Железнова») (О. Хапов); Г. Ибсен, «Кукольный дом» (Н. Орлов); А. Пастернак, «Сезоны на солнце» (О. Хапов); П. Прибыток, «Новогодние часы» (П. Прибыток); А. Чехов, «Черный монах» (О. Хапов); Ю. Калугин, «Меч старика Ту» (по мотивам вьетнамских сказок); Т. Скорокосова, «Стеклянный зверинец» (Т. Уильямс); А. Островский, «Гроза» (Б. Горбачевский).

 

2003/04

Ю. Энтин, В. Ливанов, «Бременские музыканты» (О. Хапов); Д. Салимзанов, «Пиратский праздник — Новый год» (Е. Поплавский); Н. Гоголь, «Записки влюбленного. Зачеркнуто. Сумасшедшего» (О. Хапов); М. Варфоломеев, «Беглецы» (Ю. Калугин); К. Портер, «Целуй меня, Кэт!» (А. Каневский).

 

2004/05

М. Ладо, «Очень простая история» (О. Хапов); М. Лермонтов, «Маскарад» (Т. Скорокосова); А. Штейн, «Гостиница “Астория”» (А. Каневский); М. Гусев, «Самый-Самый» (О. Хапов); «Бемби» (Н. Черных).

 

2005/06

А Грин, «Алые паруса» (В. Анисимов); У. Гибсон, «Быть или не быть» (А. Каневский); М.-К. Машаду, «Плуфт, или Маленький призрак» (М. Филимонов); Р. Москова, «Беги, жеребенок, беги» (А. Каневский); А. Черепанов, А. Сластников, «Сны о Русалочке» (автор проекта А. Сластников); Ян Бжехва, «Академия Пана Кляксы» (Р. Соти Риади); А. Вертинский, «Прощальное кабаре» (А. Каневский); Дарио Фо, «Архангелы не играют во Flipper» (Ю. Калугин).

 

2006/07

Г. Полонский, «Никто не поверит» (по сказке Я. Экхольма; реж. О. Плаксин); М. Каришнев, «Русское счастье» (реж. О. Плаксин, худ.-постановщик А. Сластиков); Ю. Маринова, «Возмутитель спокойствия» (по мотивам кн. Л. Соловьева «Повести о Ходже Насреддине»; реж. В. Оренов); А. Макаенок, «Затюканный апостол» (реж. А. Полухина).