«Трансдизель»


«Трансдизель», «ГСКБ "Трансдизель"», конструкторская организация по созданию трансп. дизелей для воен. и нар.-хоз. техники (Челябинск), ООО. Предшественник «Т.» — конструкторская группа (позже — СКБ-75) под рук-вом К. Ф. Челпана, созданная в 1930 в составе дизельного отдела Харьковского паровозостроит. завода. Разработкой первого в мире танк. быстроходного дизеля (БД-2) занимались А. К. Башкин, Я. Е. Вихман, С. Ф. Горбатюк, Г. Д. Париевский, С. Н. Соколов, П. С. Ярин; позже к работе подключились И. П. Бондаренко, М. П. Поддубный, И. Я. Трашутин и мн. др. К маю 1933 был собран опытный образец двигателя, в 1939 поставл. на серийное пр-во под маркой В-2. В 1941 созданный для пр-ва двигателя В-2 дизель-моторный завод № 75 вместе с коллективом СКБ-75 был эвакуирован в Чел.; уже с нояб. 1941 Челябинский тракторный завод начал выпуск двигателей В2-34 для танков Т-34, позже — В-2К (мощностью 600 л. с.) для тяжелых танков (КВ и ИС) и самоходных арт. установок СУ-152. КБ были разработаны модификации двигателя (В-2-ИС, В-54К-ИС) для танков ИС-2 и ИС-2М, самоходных арт. установок (ИСУ-122, ИСУ-152 и их модификаций); двигатели В-2-ИСЗ (для танка ИС-3) и В-12, В-12-5, В-12-6Б (750 л. с.) для тяжелых танков ИС-4 и Т-10. В годы Великой Отечественной войны моторным пр-вом тракторного завода было изготовлено 48 тыс. танк. двигателей. За заслуги в создании и усовершенствовании конструкции танк. дизелей коллектив СКБ-75 был награжден орд. Ленина; гл. конструктор Трашутин, конструкторы Вихман, М. А. Мексин, П. Е. Саблин, Т. П. Чупахин стали лауреатами Гос. пр. СССР (1945). В послевоен. годы КБ создано более 100 модификаций двигателя типа В-2. В их числе: В-31 М2 (332 л. с.) для дизельэлектрич. трактора ДЭТ-250; В-35ИН (385 л. с.) с инерционным наддувом для трактора ДЭТ-350; В-404С для антарктич. вездехода «Харьковчанка». В 1956 СКБ-75 переим. в отдел гл. конструктора по моторостроению. С 1981 — ГСКБ «Т.»; с 2005 — в статусе ООО. В 1980—90-х гг. под рук-вом ген. конструктора В. И. Бутова созданы новые семейства трансп. двигателей В-2 (300—1200 л. с.) и мини-дизелей (12—60 л. с.), к-рые широко используются при пр-ве воен. и гражд. техники. Разработ. в «Т.» двигатели В-84 применяются в 23 видах боевых машин, в т. ч. на танках Т-72Б, Т-72-1 и Т-90. Новый двигатель Т-92С2 с турбонаддувом (1000 л. с.), установл. на танке Т-90С, успешно прошел испытания в условиях сухого и влажного жаркого климата в Индии (1999) и Малайзии (2000). Коллектив «Т.» отмечен правительств. наградами (45 чел. удостоено орд. и мед., 14 — звания засл. конструктора РФ, 3 — звания засл. изобретателя; 9 стали лауретами Гос. пр. СССР). «Т.» руководили: Трашутин (1941—81), Бутов (1981— 97), В. И. Гордеев (1997-2001). С 2001 диргл. конструктор В. С. Мурзин.