Трудовые споры


Трудовые споры, разногласия по поводу применения правовых актов о труде, определения (либо изменения) условий труда, разрешаемые в установл. законом процессуальных формах. Т. с. (конфликты) различаются по своему субъектному составу, характеру и порядку рассмотрения. По субъектному составу все споры в сфере труд. отношений делятся на индивид. и коллективные. По указу (1957) Президиума Верх. Совета СССР, а также утвержд. Положению о порядке рассмотрения Т. с. было установлено 3 органа, рассматривавших Т. с.: примирит. (согласит.) разбирательства (комиссии по Т. с.— КТС), проф. фаб.-зав. местные к-ты (ФЗМК) и суд. Права ФЗМК по рассмотрению Т. с. были отражены в спец. положении. Суд. органы стали по большинству споров 3-й инстанцией, разрешающей Т. с. после рассмотрения их в КТС и ФЗМК. Лишь в специально указ. в законе случаях работник, минуя КТС и ФЗМК, мог обратиться с иском непосредственно в суд. Нек-рые Т. с. рассматривались вышестоящими органами в порядке подчиненности. В 1996 КТС Чел. обл. было рассмотрено 98,2 тыс. заявлений работников; удовлетворено 93,8 тыс., в т. ч. по вопросам заработной платы и задолженности по ней — 90 тыс. (на общую сумму 687,8 млн деноминир. руб.). Обжалование решений КТС осуществлялось в суд. порядке. Т. с., подведомств. судам, рассматривались районными (гор.) судами, а также мир. судьями. В Труд. кодексе РФ, вступившем в силу 1 февр. 2002, предусмотрены принципиально новые положения, касающиеся порядка рассмотрения индивид. Т. с. Вопрос о том, где должен разрешаться конкретный Т. с.— в КТС или в суде,— определяется по усмотрению работника. В 2003 КТС, действующими в Челябинской обл., рассмотрено 48,2 тыс. заявлений, из них удовлетворено 44,6 тыс., в т. ч. по вопросам применения законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы труд. права,— 698, по вопросам труд. договора и применения дисциплинарных взысканий — 1600 заявлений. В 1990-е гг., в период перехода к рыночной экономике, социально-экон. ситуация в Челябинской обл., как и в стране, резко изменилась: произошла ощутимая поляризация участников общест. труда — собственников (работодателей, нанимателей, предпринимателей) и наемных работников, к-рые имеют собств. интересы в пр-ве, труде и распределении произвед. продукта. Эти противоречия (в первую очередь между интересами работодателей и работников) создают объективную основу для возникновения различных разногласий, споров и конфликтов в области социально-экон. и труд. отношений. Кроме противоречий объективного характера, закономерно вытекающих из отношений собственности и наемного характера труда, существуют противоречия, к-рые определяются преим. недостатками или ошибками в деят-сти субъектов, управляющих пр-вом и трудом. Динамика коллективных труд. споров и забастовок в Челябинской обл. представлена в табл. Наиб. распростран. в системе партнерских отношений являются Т. с. по поводу увеличения оплаты труда и своеврем. выдачи зарплаты; предотвращения массовых увольнений и роста безработицы; нарушений труд. прав граждан, процессов разгосударствления предпр., приватизации собственности, конверсии оборонных предпр.; роста бедности, падения реальных доходов и уровня жизни населения. Порядок разрешения коллективных Т. с. определен в федеральном законе «О порядке разрешения коллективных трудовых споров» (1995) и гл. 61 Труд. кодекса РФ. В целях реализации вышеуказ. закона главой администрации Челябинской обл. 28 мая 1996 принято пост. № 310, согласно к-рому функции по урегулированию коллективных Т. с. возложены на управление по труду и социальным вопросам Чел. обл. (ныне управление по труду и социальной политике Министерства экономического развития Чел. обл.) и администрации городов и районов. Рассмотрение коллективных Т. с. осуществляется (с применением рекомендаций об организации работы по рассмотрению коллективного Т. с.) примирит. комиссией (с участием посредника) в труд. арбитраже. (См. также: Коллективный договор; Профессиональные союзы; Социально-трудовая сфера; Трудовое законодательство.)