Коллективный договор


Коллективный договор, правовой акт, регулирующий социально-труд. отношения в орг-циях. Заключается между работниками и работодателями. В условиях многообразия форм собственности и огранич. участия гос-ва в регулировании социально-труд. отношений, возникших в 1990—2000-е гг., практика К. д. является наиб. эффективным и цивилиз. методом согласования взаимоотношений работников и работодателей. К. д., к-рые заключались в сов. время профессиональными союзами и рук. гос. предпр. и орг-ций, предусматривали в первую очередь установление общест. контроля за выполнением производств. программ. К. д. содержал комплексный план меропр. производств. и социально-бытового характера. Профсоюзы, в рамках возможного, использовали практику К. д. для обеспечения социально-экон. защиты трудящихся, создания на предпр. и в орг-циях надлежащих условий труда, быта и отдыха. Орг. в 1934 оргбюро ВЦСПС по Челябинской обл. регулярно рассматривало на своих заседаниях практику заключения К. д., обобщало и распространяло положит. опыт, оказывало практич. помощь отраслевым обл. и первичным проф. орг-циям. Осн. разделами К. д. довоен. лет (1934—44) были: организация труда, заработная плата, подготовка кадров, ученичество, охрана труда, санитария, улучшение жил. и бытовых условий трудящихся. Большое внимание в те годы профсоюзы уделяли внедрению сдельной оплаты труда, моральному и материальному поощрению передовиков и новаторов производства. Значит. активизировалась работа профсоюзов по заключению К. д. после создания в окт. 1948 Чел. обл. проф. совета. Сразу существенно увеличилось кол-во предпр. и орг-ций, заключивших К. д.: в 1949 — 215, в 1957 — 601; числ. трудящихся, на к-рых распространялись условия договоров, за этот же период увеличилась с 300 тыс. до 588 тыс. чел. Практика заключения соглашений между отраслевыми управлениями Чел. совнархоза и обл. проф. opr-циями в 1959—62 также способствовала заметному росту кол-ва заключаемых К. д., обогащала их содержание, в т. ч. и в части предоставления различных гарантий и льгот трудящимся, работающим в неблагоприятных условиях или на тяжелых участках (черная и цветная металлургия, горнодоб. и угольная пром-сть, стр-во). В 1966 в области была введена система регистрации заключаемых К. д. Этим занимались гос. хоз. объединения, управления или органы исполнит. к-та обл. Совета депутатов трудящихся. К 1986 кол-во К. д. достигло 1964, они обеспечивали социально-экон. защиту более 1500 тыс. трудящихся области. Нач. 1990-х гг. ознаменовалось значит. социально-полит. изменениями в стране. Начался бурный процесс ломки старых гос., экон. и полит. механизмов и переход к рыночным отношениям. В новых условиях субъектами труд. отношений стали не только гос-во и его органы, но и работодатели — покупатели на рынке труда. Работники выступали в роли продавцов своей рабочей силы, труд. способностей и возможностей. Гарантир. гос. нормы превратились всего лишь в начальную, стартовую цену рабочей силы, к-рую работодатели оценивали в ходе торгов (коллективных переговоров) на рынке труда. К. д. стал документом, подтверждающим условия, в соответствии с к-рыми заключались сделки. В ходе колдоговорного процесса профсоюзы и работодатели вели переговоры об обеспечении трудящихся работой, достойной заработной платой, создании надлежащих условий труда. По инициативе профсоюзов на предпр. и в орг-циях области к 2003 было заключено более 3800 К. д., в к-рых предусматривались дополнит. по сравнению с общересп. законодательством гарантии и льготы наемным работникам. В текстах К. д. появились новые разделы и направления. Так, в разделе «Занятость» акцент сделан на макс. сохранение существующих и создание новых рабочих мест; квотирование рабочих мест для граждан, нуждающихся в социальной защите (молодежь, инвалиды и т. д.); переобучение специалистов; включение дополнит. гарантий для высвобождаемых работников (см. Занятость населения). Раздел «Оплата труда» предусматривает восстановление стимулирующей роли заработной платы и повышение ее уд. веса в валовом внутр. продукте; установление миним. размера оплаты труда на уровне прожиточного минимума. Кроме того, К. д. предусматривают различные доплаты, надбавки, компенсации (см. Компенсационные выплаты) за тяжелые условия труда и выплаты стимулирующего характера. В целях обеспечения социально-экон. защиты молодежи в К. д. предпр. и орг-ций [ММК, «Уральская кузница» (Чебаркуль), «Станкомаш» (Челябинск) и др.] появились спец. разделы, где для молодых работников предусмотрены: квотирование рабочих мест; содействие в адаптации их на предпр.; повышение квалификации; получение за счет орг-ций ср. спец. и высшего образования; выделение льготных ссуд, кредитов на приобретение или стр-во жилья; дотации на содержание детей в дошк. учреждениях, на наем жилья и т. д. Разделы К. д. по обеспечению должных условий по охране труда [напр., в ОАО «Челябэнерго», гос. предпр. «Прибор» (Трехгорный), на комбинате «Магнезит» (Сатка) и др.] дополняются требованиями по соблюдению пром. и экол. безопасности, обеспечению состояния окружающей среды в соответствии с действующими стандартами и техн. требованиями. В результате соглашений между профсоюзами и работодателями в К. д. ряда предпр. и орг-ций, таких как ОАО «Теплоприбор», трамвайное депо № 2 (Челябинск), Чел. электролитный цинк. завод, Тургоякское рудоуправление и др., включены разделы, обеспечивающие трудящимся ряд социально-труд. гарантий (предоставление дополнит. отпусков, компенсационных выплат). Стороны, подписавшие К. д., также принимают на себя обязательства, предусмотр. Ген. соглашением между общерос. объединениями профсоюзов, общерос. объединениями работодателей и Прав-вом РФ, регион.соглашением между Федерацией профсоюзов Чел. обл., Ассоциацией пром. предпр. и банков и Прави- тельством Челябинской области, отраслевыми общерос., обл. и территориальными соглашениями, и обязуются в дальнейшем развивать социальное партнерство.